Приказом народного комиссара вооружений Ванникова от 1 июля 1941 года заводу № 92 в г. Горьком (Нижний Новгород) было поручено разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси. Для выполнения поставленной задачи, на заводе № 92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а два проекта самоходки. В конце июля из цехов завода № 92 вышли две самоходки - ЗИС-30 и ЗИС-31. ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений. В июле-августе были произведены испытания ЗИС-30. Приказом наркома, завод № 92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-30 с 1 сентября 1941 года. Однако в связи с тем, что единственным производителем Т-20 был Московский завод №37, который с августа прекратил выпуск тягачей и переключился на выпуск танков, «Комсомольцы» пришлось собирать по воинским частям и кроме установки орудия еще и ремонтировать машины, зачастую доставленные на завод с передовой. В результате производство ЗИС-30 началось только с 21 сентября и продолжалось до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием «Комсомольцев». САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов. В первых же боях, ЗИС-30 (это название самоходки почти было не известно в войсках). Обычно в документах ее именовали так же, как и орудие ЗИС-2: «57-мм пушка ПТО»). САУ хорошо себя зарекомендовали. Это было в первую очередь связано с тем, что в 1941 году 57-мм пушка ЗИС-2 пробивала броню всех типов бронетехники Вермахта. А подвижность установки давала возможность без проблем менять огневую позицию. С другой стороны, в ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект. К лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам. Нужду в противотанковых самоходных артиллерийских установках Красная Армия стала испытывать уже в самом начале Великой Отечественной, когда приходилось вести бои с наступающими механизированными соединениями вермахта. Постановление советского Верховного командования, изданное в июле 1941 года, предписывало в кратчайшие сроки разработать и запустить в массовое производство самоходку, вооруженную 57-мм пушкой ЗИС-2. На заводе №52 была срочно создана конструкторская группа во главе с П.Ф. Муравьевым, и уже через месяц в цехах началась сборка серийных САУ ЗИС-30. Машина представляла собой легкий гусеничный артиллерийский тягач «Комсомолец», на котором смонтировали качающуюся часть противотанковой пушки. Двигатель находился в кормовой части самоходки, а в носовой — трансмиссия и органы управления. В лобовом листе корпуса также располагался в шаровой установке 7,62-мм пулемет ДТ.
Всего было построено около 100 артустановок ЗИС-30, и их буквально поштучно распределяли по танковым бригадам Западного и Юго-Западного фронтов. Боевое крещение импровизированных самоходок состоялось в период битвы под Москвой, и в первых же боях они зарекомендовали себя с положительной стороны, успешно уничтожая любые типы немецких танков. Однако спустя три-четыре месяца боевой карьеры обнаружилось и много недостатков ЗИС-30. В донесении, поступившем 15 апреля 1942 года в артком ГАУ, говорилось: «Машина неустойчивая, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, малы запас хода и возимый боекомплект, велики габариты, слаба защита моторной группы, не обеспечена связь расчета с водителем». Тем не менее, несмотря на недостатки, 57-мм самоходные установки продолжали боевые действия вплоть до лета 1942 года, когда в действующих войсках практически не осталось ни одной машины ЗИС-30. Часть вышла из строя из-за поломок, остальные были потеряны в боях. |