В 1944 году на фронте во все возрастающих количествах стали появляться немецкие тяжелые танки, что потребовало создания еще более мощного истребителя танков. В середине 1944 года под руководством Ф. Ф. Петрова была сконструирована мощная 100-мм пушка Д-10С. Используя это орудие и базу танка Т-34-85, КБ завода под руководством Л. И. Горлицкого оперативно разработало СУ-100 одну из лучших противотанковых САУ второй мировой войны. Пушка, установленная в правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса, обладала исключительной огневой мощью и эффективно вела борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд с расстояния 2000 метров поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь. Скорострельность пушки составляла 5-6 выстрелов в минуту, а ее боекомплект состоял из 34 выстрелов унитарного заряжания. Масса машины с боекомплектом равнялась 31,6 т и не превышала боевую массу базового танка (32 т). По ходовым качествам и маневренности самоходная установка практически не уступала танку. По конструкции СУ-100 очень близка к своей предшественнице СУ-85. Корпус машины сваривался из броневых плит, установленных с большими углами наклона, в частности лобовая плита имела наклон 50° к вертикали. По сравнению с СУ-85 толщина ее на СУ-100 была увеличена и достигла 110 мм. Боковые стенки надстройки имели наклон в 20°. Справа в рубке располагалась командирская башенка, основание которой выступало за габариты боковой стенки. В этом состояло все внешнее отличие СУ-100 от СУ-85, которая командирской башенки не имела. Производство СУ-100 продолжалось до окончания войны, затем самоходка была модернизирована. Ее оснастили приборами ночного видения, жидкостным подогревателем и воздухоочистителем новой конструкции. |
ТТХ | СУ-100 | Боевая масса, т | 31,6 | Экипаж, чел. | 4 | Длина, мм | 9450 | Ширина, мм | 2730 | Высота, мм | 2245 | Клиренс, мм | 400 | Броня, мм | 45-75 | Удельное давление на грунт, кг/см: | 0,8 | Скорость (по шоссе), км/ч | 50 | Запас хода (по шоссе), км | 140 | Подъем, град. | 35 | Высота стенки, м | 0,73 | Ширина рва, м | 2,50 | Глубина брода, м | 1,30 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. | 1 | Д | В-2-34М, 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный жидкостного охлаждения, мощность 520 л. с. при 2000 об/мин | 1 | 520 |
|
Вооружение | Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 | | Пушка | 100 | Д-10С | 1 | 34 |
|
Факты | Страна-производитель | СССР | Разрабочик | КБ УЗТМ | Год принятия на вооружение | 1944 |
|
|
|