Разработка танка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка. В ходе дальнейшей работы, в 1968–1969 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты. В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 780 л. с. и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испытаний, он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал». В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т-72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее «шестьдесятчетверки» на четыре тонны, разница в массе не отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л. с., а ширина гусеницы на 40 мм. Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году танк Т-72Б. С 1993 года выпускается танк Т-90. |
ТТХ | Т-72 | Боевая масса, т | 46 | Экипаж, чел. | 3 | Длина | 9500 | Ширина | 3600 | Высота | 2226 | Броня | противоснарядная комбинированная | Скорость максимальная, км/ч: | 60 | Запас хода, км | 550-650 | Высота стенки, м | 0,8 | Ширина рва, м | 2,8 | Глубина брода, м | 1,8 |
|
Силовая установка | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л. с. | 1 | Д | В-46-6 | 1 | 780 |
|
Вооружение | Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 | | Пушка | 125 | Д81ТМ | 1 | 39 | | Пулемет | 12,7 | НСВ | 1 | 300 | | Пулемет | 7,62 | ПКТ | 1 | 2000 | | КУВ | | 9К120 ПТУР | | |
|
Дополнительная информация | Страна-производитель | СССР | Разрабочик | «Уралвагонзавод» | Кол-во выпущенных экземпляров | | Год принятия на вооружение | 1973 |
|
Модификации | Модель | Особенности | Кол-во экз. | Т-72 | базовый образец | | Т-72К | командирский танк | | Т-72 | экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов | | Т-72А | лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6. | | Т-72АК | командирский танк | | Т-72М | экспортный вариант танка Т-72А, отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты. | | Т-72М1 | отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя. | | Т-72АВ | вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой. | | Т-72Б | модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения. | | Т-72Б1 | вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения. | | Т-72С | экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование - танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке. | | МТУ-72 | танковый мостоукладчик | | ИМР-2 | инженерная машина разграждения | |
|
|
|