В 1957 году под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева начались работы по дальнейшему совершенствованию танка Т-55, которые завершились созданием танка Т-62. Впервые этот танк был показан публично на параде 1 мая 1965 года. Эксплуатация танка в боевых подразделениях выявила его относительно слабую приспособленность к ведению боевых действий. По этой причине серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году (раньше, чем танков Т-55) после выпуска 20000 единиц (в Чехословакии Т-62 строили еще до 1978 года, что же касается состояния производства этого танка в Северной Корее, то об этом до сих пор нет никаких сведений). Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя 60°, нижняя 54°. Толщина остального бронирования существенно меньше. Т-62 выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме силовое. В отделении управления расположено сиденье механика-водителя. Справа от него находятся топливные баки. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности ему обеспечивают два перископа, смонтированные перед люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света. Башня танка литая. С левой стороны боевого отделения располагаются сиденья наводчика (в передней части башни) и командира танка (в задней части башни и чуть выше). С правой стороны боевого отделения находится рабочее место заряжающего. В крыше, по обе стороны от пушки имеются открывающиеся наружу люки. Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным дневно-ночным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Дневная ветвь прибора имеет 5-кратное увеличение при угле обзора 10°. В ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение до 4,2 крат. Дальность действия ИК-прожектора составляет 400 м. Помимо ТКН-3 командир располагает четырьмя перископами, два из которых смонтированы в крышке люка, а два других перед люком. [392] Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая может вращаться независимо от вращения башни танка. Так же, как и в танке Т-55, командир может направить башню танка на тот объект, который он наблюдает в окулярах своих оптических приборов. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении, что требует недюжинной силы. На рабочем месте наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. Прицел имеет две оптические ветви: общую с 3,5-кратным увеличением и углом обзора 18° и точную с 7-кратным увеличением и углом обзора 9°. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкала для целей высотой 2,7 м. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью активного прибора ночного видения ТПН1–41–11. ИК-подсветка осуществляется с помощью прожектора, установленного в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один перископ. Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископом, который установлен перед люком. Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС). Она ведет огонь оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с). Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы 5800 м. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Изменением угла возвышения пушки управляет только наводчик, тогда как вращением башни может управлять и командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель с помощью механизмов ручного привода. Боекомплект Т-62 состоит из 40 унитарных выстрелов, которые являются довольно тяжелыми и громоздкими. Заряжание их в казенник пушки доставляет заряжающему немало хлопот, особенно при движении танка. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30', и в этот момент вращение башни невозможно. Проблемой оказалось и удаление из боевого отделения стреляных гильз. От обратного укладывания их на стеллажи пришлось отказаться из соображений скорострельности. В танке применяется механизм выброса стреляных гильз через лючок в кормовой части башни. В результате скорострельность составляет 4 выстрела в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин. Как и на Т-55 последних выпусков, на Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад. В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков (на борт), выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Ведущие колеса и механизм натяжения гусениц находятся в передней части корпуса. Гусеница состоит из 96 траков, соединенных металлическим шарниром. Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Тепловые датчики системы расположены в силовом и боевом отделениях. При необходимости система может приводиться в действие вручную командиром танка или механиком-водителем. Система защиты от оружия массового поражения осталась такой же, как на Т-55. При обнаружении гамма-излучения срабатывают исполнительные механизмы, которые останавливают танк и герметизируют его корпус. В состав системы входит также фильтровентиляционная установка. На Т-62 установлена стандартная для советских/российских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут. Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Труба для подачи воздуха, возимая обычно позади башни, крепится на ней перед люком заряжающего. Танки Т-62 поступали на вооружение многих армий, в том числе Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Эфиопии, Ирака, Ливии, Сомали, Вьетнама и как трофейный Израиля. В составе сирийских и египетских войск участвовали в боях с израильтянами в 1967 и 1973 годах. |