Легкий танк МС-1 (малый сопровождения, первый образец) был принят на вооружение Реввоенсоветом СССР 6 июля 1927 года. Он стал первым отечественным танком, поставленным на крупносерийное производство на ленинградском заводе «Большевик» в конце 1928 года. Машина сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка М. Его корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. Броневые листы лобовых поверхностей корпуса и башни устанавливались под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости и соединялись заклепками. В левом лобовом листе башни размещалась 37-мм танковая пушка с плечевым упором, а в правом спаренные 7,62-мм пулеметы Федорова. Боекомплект состоял из 104 унитарных артиллерийских выстрелов и 2016 патронов. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели. Для внешней связи использовались сигнальные флажки. МС-1 имел 4-цилиндровый карбюраторный однорядный танковый двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л. с., позволявший двигаться со скоростью до 16,4 км/ч. Он располагался поперечно в корпусе, благодаря чему габариты машины существенно уменьшились. Механическая трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и состояла из многодискового главного фрикциона (стальные диски которого работали в масле), 3-ступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (1,46 м). Гусеничный движитель состоял из крупнозвенчатых гусеничных лент гребневого зацепления с открытым шарниром, 14 сдвоенных опорных и 6 сдвоенных поддерживающих катков (по 7 и 3 на каждый борт), направляющих колес с винтовыми механизмами натяжения гусениц и ведущих колес кормового расположения. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых массивов. Передние два поддерживающих катка подрессоривались листовой полуэллиптической рессорой. Подвеска смешанная: независимая у передних опорных катков и балансирная у остальных. В качестве упругих элементов применялись цилиндрические спиральные пружины, закрытые кожухами. Для увеличения профильной проходимости при преодолении траншей, рвов и эскарпов танк имел в кормовой части удлинитель в виде съемного кронштейна («хвост»). Электрооборудование было однопро-водным с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников электрической энергии использовались генератор постоянного тока и 12-вольтовая стартер-ная аккумуляторная батарея емкостью 100 Ач. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился электрическим стартером или пусковой рукояткой. В 1929 году МС-1 модернизировали. Вместо спаренных пулеметов Федорова установили танковый пулемет Дегтярева, изменили конструкцию лобовой части корпуса. В 1930 году переделали башню (ввели нишу в ее кормовой части), повысили мощность двигателя до 40 л. с. и усовершенствовали ходовую часть. Новые модификации получили обозначение МС-2 и МС-3. Танк был маломощен, слабо вооружен и бронирован. Осенью 1929 года 10 таких машин принимали участие в военном конфликте на КВЖД. В ходе операции 7 танков вышли из строя по техническим причинам. В 1938 году во время боев у озера Хасан несколько машин установили в качестве стационарных огневых точек. Так же поступили и на западной границе перед началом Великой Отечественной войны. Танк серийно выпускался до 1931 года. Всего было изготовлено 950 единиц. |