Za-cccp.narod.ru

Перейти в бронетехникуСоветский союзСтатьиКнигиСсылки
БТР-60П
1959
БРОНЕТРАНСПОРТЕР
БТР-60П
Тактико-технические характеристикиСиловая установкаВооружениеФактыОсновные модификации

В конце 50-х годов Советская Армия для переброски подразделений пехоты применяла бронетранспортер БТР-152В1. За почти десятилетнюю эксплуатацию этих машин военные выявили ряд недостатков. Из-за бронированного корпуса значительно увеличивалась нагрузка на колеса, что негативно сказалось на проходимости, особенно в размокшем черноземе и глине. Зависимая подвеска всех мостов с дорожным просветом всего 280 мм на сильно пересеченной местности (например поле изрытое воронками) не обеспечивала достаточный свободный ход и колеса теряли сцепление с грунтом. Кроме того, для тяжелого БТР-152В1 непреодолимым препятствием становился обыкновенный окоп шириной около метра — передние колеса проваливались вниз, корпус упирался в бруствер и дальнейшее движение было невозможным.

Военные предложили конструкторским бюро минавтопрома приступить к разработке новой машины, оснащенной независимой подвеской всех колес, имеющей дорожный просвет не менее 350 мм. Кроме того, новый БТР должен был еще и плавать.

На Горьковском автозаводе главным конструктором проекта стал известный конструктор В.А. Дедков. К середине 1958 года первый опытный образец был готов. Требования генерального заказчика были полностью выполнены. БТРП (так условно называлась машина — бронированное транспортное средство плавающее, он же ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор, используемый для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигалась как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа.

В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6-8 мм.

Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18") имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кГс.

На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов. БТР оснащался ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1, радиостанцией Р-113.

Полная масса нового БТРа достигала 9800 кг. На первых опытных образцах использовался двигатель ГАЗ-40П (форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51) мощностью 90 л.с. Однако, он оказался слишком слабым, хотя по остальным показателям вполне устраивал. Для обеспечения необходимой динамики и ходовых качеств двигатель должен был быть вдвое мощнее. Таким образом выбор пал на дизель ЯАЗ-206Б, развивавший до 205 л.с. Но этот двигатель, имевший чугунный блок цилиндров, оказался слишком тяжелым — при движении на суше сцепление первой пары колес с грунтом оказывалось недостаточным, а водные препятствия бронетранспортер пересекал с сильным дифферентом на корму.

Предложенное инженерами выравнивание нагрузок на оси за счет усиления лобовой брони заказчиками было отвергнуто — количество десанта при этом уменьшалось с 12 до 8 человек. Для выхода из создавшегося тупика Дедков принял неожиданное решение — установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Блоки двигатель-коробка передач (четырехскоростные, с синхронизаторами) располагались параллельно на корме БТРа, раздаточные коробки — в средней части корпуса. От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов (а также лебедка), от левого двигателя — колеса второго и четвертого мостов.

К концу 1959 года опытный образец БТР со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия минавтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выводе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Это собственно и решило дело. БТР-60П (такое окончательное название получил опытный образец) выиграл конкурс у ЗиЛ-153 и был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Бронетранспортер пошел в серию, и уже в середине 1960 года первые машины начали поступать в части. Серийное производство БТР-60П осуществлялось на Горьковском автозаводе до 1963 года.

ТТХБТР-60П
Боевая масса, т9,8-9,9
Экипаж, чел.2+14
Длина, мм7220
Ширина, мм2906
Высота, мм2105
Клиренс, мм475
Броня, мм:6-10
Скорость максимальная, км/ч:80
Скорость максимальная на плаву, км/ч:9-10
Запас хода, км:500
Подъем, град.30
Высота стенки, м0,6
Ширина рва, м2,0
Глубина брода, мплавает

Силовая установка
ВариантМодельКол-воМощность, л.с.
КГАЗ-4922 х 90
Вооружение
ВариантКалибр, ммМодельКол-воБоекомплект / 1
Пулемет7,62СГМБ11250
ГранатометРПГ-75
Дополнительная информация
Страна-производительСССР
РазрабочикКБ ГАЗ
Год принятия на вооружение1959
Кол-во выпущенных экземпляров
Модификации
МодельОсобенностиКол-во экз.
БТР-60ПА (ГАЗ-49А)полностью герметичный корпус и фильтровентиляционная установка
БТР-60ПА1усовершенствовенный агрегат силовой установки и силовой передачи
БТР-60ПУмашина управления и связи
БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б)Модернизированны1 вариант БТР-60ПА
БТР-60ПЗс увеличенным углом возвышения пулеметной установки
БТР-60ПБКкомандирский бронетранспортер
МТП-2машина технической помощи
«Клен-1», 1В19 «Клен-2», 9С482 (ПУ-12), Р-137Б, Р-140БМ, Р-145БМ «Чайка», Р-156, Р-409БМ, Р-975подвижные командные пункты и радиостанции
Перейти в бронетехникув раздел оружие СССРна главную

e-mail: [три]A-CCCP@tut.by

Copyright © 2008 Lukianov

Хостинг от uCoz