Боевая гусеничная плавающая машина воздушно-десантных войск БМД-3 была принята на вооружение Советской Армии в 1990 г. Конструкция машины позволяет десантировать ее вместе с размещенным в ней боевым расчетом парашютным и посадочным способами с самолетов военно-транспортной авиации и посадочным способом с вертолетов. Машина имеет оригинальное шасси и унифицированную с БМП-2 башню с комплексом вооружения. Внутреннее пространство машины условно делится на 3 отделения. В носовой части корпуса расположено так называемое переднее отделение, в котором оборудованы рабочие места механика-водителя (посередине), гранатометчика (у левого борта) и у правого борта пулеметчика. Над каждым рабочим местом имеется свой люк с крышкой. В середине машины находится боевое отделение, занимающее башню и подбашенное пространство. Сзади оно ограничено перегородкой, за которой размещено моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении установлено основное вооружение машины и оборудованы рабочие места командира (справа от пушки) и наводчика-оператора (слева). Их сидения смонтированы на вращающемся полу башни. У моторной перегородки на универсальных индивидуальных сидениях располагаются 3 десантника. У каждого из них есть амбразура с шаровой установкой для стрельбы из автоматов (по одной в борту и одна в крыше кормового люка. Последний предназначен для спешивания стрелков и их посадки в машину. Всего в машине установлено 7 универсальных сидений 4 в переднем и 3 в боевом отделениях. Эти сиденья предназначены для десантирования членов боевого расчета с машиной. В эксплуатации обычно используются 4 сиденья. В корме машины в моторно-трансмиссионном отделении размещены двигатель и трансмиссия с обслуживающими их системами, два водомета, элементы системы управления движением, а также: по правому борту правый топливный бак, воздухозаборное устройство ФВУ, двигателя и вентилятора обдува компрессора, бак гидросистемы ходовой части; по левому борту левый топливный бак, масляный бак с маслозакачивающим насосом и подогревателем. Кроме того, 2 пневморессоры, водооткачивающий насос с электроприводом, термодатчики и распылители системы ППО, контактные свечи систем откачки воды из корпуса. Сверху МТО закрывается съемными листами и баком-крышей, установленным над двигателем. Для обогрева внутреннего объема и питания электроэнергией различных потребителей на машине установлен автономный агрегат ГТА-18. Комплекс вооружения машины включает 30-мм автоматическую пушку 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТРК с ракетами 9М113 (9М113М). Кроме того, имеются установленные в корпусе курсовые пулемет и автоматический гранатомет. Пушка имеет раздельное двухленточное питание и два темпа стрельбы: малый 200-300 выстрелов в минуту и большой 550. Перезаряжание пушки ручное, пиротехническое. В ее боекомплект, состоящий из 500 патронов, входят бронебойно-трассирующие (БТ), осколочно-фугасно-зажигательные (ОФЗ) и осколочно-трассирующие (ОТ) выстрелы. Прицельные дальности стрельбы по наземным целям в дневное время БТ снарядом составляют 2000, а ОФЗ и ОТ снарядами 4000 м. Ночью наибольшая прицельная дальность при использовании прожектора ОУ-5-1 достигает 800 м. Спаренный с пушкой пулемет ПКТ имеет ленточное питание (в ленте 2000 патронов) и боевую скорострельность 250 выстрелов в минуту. Для борьбы с танками и другими прочными целями машина оснащена комплексом управляемого оружия. Противотанковая ракета 9М113 (9М113М) имеет полуавтоматическую систему управления. Пусковая установка обеспечивает горизонтальный угол наведения поворотом башни (360 градусов), угол возвышения 15 и склонения 5 градусов. Дальность стрельбы ракетой (9м113) от 75 до 4000 м. 30-мм курсовой автоматический гранатомет АГС-17 установлен в левой передней части корпуса машины. Он имеет боекомплект 290 гранат, ленточное питание и высокий темп стрельбы: при автоматическом огне 350-450 и при стрельбе одиночными выстрелами 50-100 выстрелов в минуту. Предельная дальность стрельбы 1700 м. Справа от механика-водителя размещена курсовая пулеметная установка. В ней используется ручной пулемет Калашникова со складывающимся прикладом РПКС-74. Пулемет является личным оружием члена боевого расчета, поэтому он применяется как для стрельбы из машины, так и вне ее. Для стрельбы из пулемета применяются патроны с обыкновенными и трассирующими пулями, снаряженные в магазины емкостью по 45 патронов (в боекомплекте 5 магазинов). Боевая скорострельность пулемета до 150 выстрелов в минуту. Стрельба из пулемета по легким наземным целям эффективна на дальности до 600 м. Свой вклад в поражение и подавление легких наземных целей при действии с машины могут внести остальные десантники боевого расчета, ведя огонь из автоматов через 3 амбразуры. Для наблюдения и стрельбы рабочие места бойцов, размещенных у бортов, оснащены призменными приборами ТНПО-170А, а стрелок, сидящий посередине, пользуется прибором МК-4С. Боекомплект автоматов АКС-74 составляет 2160 патронов. Кроме основного, в машине может размещаться дополнительный боекомплект из 360 патронов к пушке (БТ, ОФЗ и ОТ выстрелы) и двух ПТУР. Для наблюдения наводчик-оператор пользуется тремя дневными призменными приборами ТНПО-170А и прибором с большими углами обзора в вертикальной и горизонтальной плоскостях ТНПТ-1, а при стрельбе бинокулярным перископическим комбинированным прицелом БПК-2-42. Дневная система этого прибора имеет поле зрения 10 градусов при кратности увеличения не менее х6, у ночной системы эти параметры соответственно составляют 6,6 градусов и 5,5 крат. У командира установлены, кроме уже упоминавшегося комбинированного перископического прибора ТКН-3МБ, два призменных прибора ТНПО-170А, перископический прибор ТНПТ-1 и монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с увеличениями х1,2 и х4 и углами поля зрения 49 и 14 градусов, предназначенный для поиска воздушных целей и наведения на них пушки (при стрельбе с места), поиска наземных целей и наведения на них пушки и спаренного пулемета при стрельбе с места и с ходу. Наведение на цель пушки и спаренного пулемета осуществляется от пультов управления наводчика-оператора и командира. На машине используется электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э36-4. Минимальная скорость стабилизированного наведения (в режиме АВТОМАТ) составляет 0,07 градус/с, максимальная 6,0 градус/с. Перебросочные скорости в горизонтальной плоскости 30, в вертикальной плоскости 35 градус/с. Предусмотрено командирское целеуказание от кнопки прибора ТКН-3МБ, установленного в командирской башенке. Наряду с электромеханическим имеется ручной привод управления. При работе с ручным приводом обеспечивается угол склонения 5 градусов, угол возвышения 75 градусов. При работе в автоматическом и полуавтоматическом режимах эти углы составляют соответственно 4 и 75 градусов. При стрельбе из курсового гранатомета АГС-17 гранатометчик использует перископический прибор-прицел ППБ-2-2 с полем зрения не менее 25,5 градуса. Для наблюдения у него имеется призменный прибор ТНПО-170А. Для наблюдения и стрельбы из пулемета РПКС-74 пулеметчик использует перископический прибор ТНПП-220А с одно и полуторакратным увеличениями и призменный прибор ТНПО-170А. Защита боевого расчета и внутреннего оборудования машины от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневых конструкций корпуса и башни, а также применением специальных защитных устройств и систем, повышающих стойкость машины к воздействию средств противника. Корпус машины сварен из катаных листов броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса имеют сравнительно большие углы наклона, что повышает их защитные свойства. Бортовые детали вертикальны. С целью обеспечения достаточной жесткости и приемлемой противоминной стойкости днище корпуса имеет два продольных зига и четыре поперечных балки. Башня сварена из стальных броневых деталей. В целом, корпус и башня защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности вкруговую, их лобовые детали от 12,7-мм пуль. При этом обеспечивается также защита от осколков снарядов и мин. На внутренних поверхностях люков обитаемых отделений закреплен подбой из специального поглощающего материала, улучшающий защиту от проникающих излучений. Герметичность внутреннего пространства обеспечивается соответствующими уплотнениями. Фильтровентиляционная установка обеспечивает создание в обитаемых отделениях избыточного давления около 245 Па (25 кгс/кв.м). Для индикации опасности воздействия ОМП в машине используется гамма-датчик ГД-1. Система коллективной защиты от ОМП включается автоматически или вручную. Элементы этой системы используются также для обеспечения обитаемости. В частности, с помощью ФВУ и вытяжного вентилятора башни производится вентиляция обитаемых отделений, от ФВУ по индивидуальной разводке подводится воздух к рабочим местам членов боевого расчета в корпусе (к местам командира и наводчика-оператора воздух поступает от воздухозаборного устройства). Для борьбы с пожарами предназначена автоматическая система ППО двухкратного действия. Она содержит 2 баллона с огнетушащим составом (фреон 114В2), 4 термодатчика, управляющую и коммутирующую аппаратуру. Имеется также 2 ручных огнетушителя ОУ-2. На бортах башни установлено по 3 дымовых гранатомета системы 902В. Пульт запуска дымовых гранат размещен у наводчика-оператора. При пуске 6 дымовых гранат образуется завеса шириной не менее 80 м. Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Ее средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге составляет 47-49 км/ч, машина преодолевает подъем 35 и крен 25 градусов, ров шириной до полутора метров, может входить в воду с берега крутизной 30, а выходить из воды на берег крутизной 25 градусов. На машине установлен четырехтактный многотопливный дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с оппозитным расположением цилиндров. Его мощность от 400 до 450 л.с. В системе питания воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли из пылесборника. Его первая ступень представляет собой циклонный блок, вторая ступень промасленные кассеты. Система охлаждения двигателя жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом и теплообменником обеспечивает предварительный подогрев двигателя в холодную погоду. Обычно пуск двигателя производится сжатым воздухом, дополнительная система пуска электростартером. Трансмиссия машины состоит из механизма передач и поворота (МПП), бортовых редукторов, остановочных тормозов и приводов управления. МПП гидромеханический с фрикционным включением 2, 3, 4 и 5 передач, с шестернями постоянного зацепления и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Он обеспечивает по 5 передач переднего и заднего хода и бесступенчатое регулирование радиусов поворота. Остановочные тормоза дисковые, двустороннего действия. Бортовые редукторы соосные, планетарные с плавающими элементами. Приводы управления трансмиссией электрогидравлические с электронным блоком автоматики и гидравлическими исполнительными механизмами. Имеется также ручной привод с механическими и гидравлическими исполнительными механизмами. Гусеничный движитель имеет заднее расположение ведущих и переднее направляющих колес. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса сварные, с обрезиненными ободами. Опорные катки (по 5 на борт) односкатные, с массивными резиновыми шинами, поддерживающие катки (по 4 на борт) также обрезиненные односкатные. На машине может использоваться два типа гусениц основные (скоростные) и уширенные (снегоболотоходные). Первые цевочного зацепления с последовательными резинометаллическими шарнирами; вторые с последовательными открытыми металлическими шарнирами и сочлененными двойными траками, установленными на удлиненных пальцах. Ширина трака, соответственно, составляет 380 и 600 мм. Механизм натяжения гусениц гидравлический с регулировкой степени натяжения. Подвеска машины индивидуальная пневматическая. Она состоит из 10 пневматических рессор, выполняющих функции гидроамортизаторов и силовых цилиндров для изменения клиренса. Минимальный клиренс машины 130, рабочий 450, максимальный 530 мм. Движение на плаву осуществляется с помощью водометного движителя. Два гидрореактивных водомета размещены в кормовой части корпуса по бортам машины. Для поворота машины один из водометов отключается. Отбор мощности на водометы выполнен от промежуточного вала МПП через редуктор. Полости разряжения водометов используются в аварийной водооткачивающей системе, обеспечивая общую производительность 1500 л/мин. Имеется вспомогательная водооткачивающая система (центробежный насос с электроприводом) производительностью 60 л/мин. К машине разработано съемное, устанавливаемое лишь на время отрытия укрытия или окопа бульдозерное оборудование для самоокапывания. Масса съемной части этого оборудования около 190 кг. На отрывку окопа требуется полтора часа. На машине используются приемопередающая ультракоротковолновая телефонная радиостанция Р-173 с частотной модуляцией, симплексная и ультракоротковолновый радиоприемник Р-173П с частотной модуляцией, а также аппаратура внутренней связи Р-174, телефонная с элекромагнитными ларингофонами на 6 абонентов. |