Начало Великой Отечественной войны застало сотрудников Горьковского автозавода за освоением производства ГАЗ-64 легкового армейского автомобиля повышенной проходимости, разработанного под руководством ведущего конструктора В. А. Грачева в начале 1941 года. Учитывая накопленный в 30-х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ-64. Руководство завода поддержало инициативу Грачева и уже 17 июля 1941 года начались конструкторские работы. Компоновку машины вел инженер Ф. А. Лепендин, ведущим конструктором назначили Г. М. Вассермана. Проектируемый бронеавтомобиль и внешне и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса. Конструкторам пришлось принять во внимание новые тактико-технические требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. Машины предстояло применять для разведки для управления войсками во время боя, в борьбе с авиадесантом, для сопровождении автоколонн, а также для противовоздушной обороны танков на марше. Также определенное влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем SdKfz 221, который 7 сентября был доставлен на ГАЗ для детального изучения. Проектирование и изготовление бронеавтомобиля продолжалось около шести месяцев с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. 10 января 1942 года новый бронеавтомобиль осмотрел член Государственного комитета обороны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. После успешного завершения заводских и войсковых испытаний бронеавтомобиль 3 марта 1942 года был представлен Членам Политбюро ЦК ВКП(б), и уже летом того же года первая партия серийных бронеавтомобилей была направлена в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года В. А. Грачев был удостоен Государственной премии СССР. Бронеавтомобиль БА-64 был выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя передними управляемыми и всеми ведущими колесами с неразрезными мостами, подвешенными впереди на четырех четвертьэллиптических, сзади на двух полуэллиптических рессорах. Сверху на жесткую стандартную раму от ГАЗ-64 монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4 до 15 мм. Для него были характерны значительные углы наклона броневых листов к горизонтальной плоскости, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Борта корпуса состояли из двух поясов бронелистов 9 миллиметровой толщины, которые для повышения пулестойкости располагались так, что продольные и поперечные сечения корпуса представляли собой две сложенные основаниями трапеции. Для входа и выхода из машины экипаж располагал двумя открывавшимися назад и вниз дверями, которые находились в нижних частях бортов справа и слева от водителя. В торцевой задней части корпуса навешивалась бронекрышка, защищавшая заливную горловину бензобака. Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений стыки листов брони были гладкими и ровными. Петли дверей и люков наружные, приварные или на выступающих заклепках. Доступ к двигателю осуществлялся через верхнюю, открываемую назад бронекрышку моторного отделения. Все люки, двери и крышки запирались снаружи и изнутри. Впоследствии для улучшения условий работы водителя были введены воздухозаборники на верхней крышке капота и в передней части крышки бронекорпуса. На нижнем левом бортовом бронелисте перед дверцей (сразу за крылом) двумя хомутами крепился механический винтовой домкрат таким до сих пор комплектуются автомобили УАЗ. Снаружи на левом боковом листе моторного отсека над крылом размещался лом с «лапкой». Над крылом левого заднего колеса на нижнем бронелисте корпуса наклонно крепились топор и пила-ножовка, а на противоположной стороне бронекорпуса над крылом правого заднего колеса штыком вперед саперная лопата. Изготовление корпусов и башен первых серийных бронеавтомобилей осуществлялось в г. Выксе на заводе дробильно-размолочного оборудования, имевшем для этого необходимую технологическую оснастку, а потом и на ГАЗе, где в полном объеме использовалось его мощное штамповочное и прессовое оборудование. До предела уменьшив размеры корпуса, конструкторы были вынуждены проявить немало изобретательности, чтобы рационально разместить в нем экипаж. Водитель бронемашины располагался в отделении управления по центру машины, а за ним несколько выше располагался командир, выполнявший обязанности стрелка-пулеметчика. Наблюдать за дорогой и местностью водитель мог через зеркальный прибор наблюдения со сменным блоком пуленепробиваемых стекол типа «триплекс», установленный в открывающемся люке лобового листа корпуса и защищаемый снаружи бронезаслонкой. Кроме того на некоторых машинах в верхних боковых листах отделения управления устанавливались лючки для бокового обзора открывавшиеся при необходимости водителем. В задней части бронемашины на крыше корпуса была установлена башня кругового вращения, выполненная методом сварки из бронелистов толщиной 10 мм и имевшая форму усеченной восьмигранной пирамиды. В передней части стык башни с корпусом экранировался защитной накладкой бруствером. Сверху башня была открытой и на первых образцах закрывалась откидной сеткой. Этим обеспечивалась возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась в корпусе бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием командира-стрелка, который мог повернуть ее и остановить в требуемом положении с помощью тормоза. В лобовой стенке башни имелась амбразура для ведения огня по наземным целям, а в ее боковых стенках были смонтированы два прибора наблюдения идентичные прибору наблюдения водителя. Вне поля боя башню обычно зачехляли. БА-64 был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ. В бронеавтомобиле впервые была применена универсальная установка пулемета, которая обеспечивала круговой обстрел из башни наземных целей на дистанции до 1000 м и воздушных целей, летящих на высоте до 500 м. Пулемет мог выдвигаться по стойке вверх из вертикальной амбразуры башни и фиксироваться на любой промежуточной высоте. Для стрельбы по воздушным целям пулемет снабжался кольцевым прицелом. В вертикальной плоскости пулемет наводился на цель в секторе от -36° до +54°. Боекомплект бронеавтомобиля состоял из 1260 патронов, снаряженных в 20 магазинов и 6 ручных гранат. Большинство бронемашин были оснащены радиостанциями РБ-64 или 12-РП с радиусом действия 8–12 км. Штыревая антенна крепилась вертикально на задней боковой (правой) стенке башни и выступала над ее торцом на 0,85 м. В моторном отсеке БА-64 был установлен незначительно модифицированный стандартный двигатель ГАЗ-64, способный работать на низкосортных маслах и бензинах, что было крайне важно для эксплуатации бронемашины во фронтовых условиях. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал мощность 36 8 кВт (50 л.с.), что позволяло 2,36-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Подвеска бронеавтомобиля обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и пересеченной местности с достаточно высокой средней скоростью до 20 км/ч. С полным топливным баком емкость которого составляла 90 л, БА-64 мог пройти 500 км, что свидетельствовало о достаточной боевой автономности машины. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской из продольно расположенных рессор и гидравлических поршневых амортизаторов одностороннего действия использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами типа ГК (губчатая камера) размером 7,00–16, покрышки которых заполнялись пористой резиной. Вне боевой обстановки использовались пневматические шины размером 6,50–16, с развитыми грунтозацепами, имевшими рисунок «прямая елка» (шины типа ГК) или «косая расчлененная елка» (обычные пневматики). Диски колес имели характерные штампованные 14 спиц и были заимствованы от легкового автомобиля ГАЗ-М-1. Полуоси колес заканчивались заметно выступающими наружу конусами с проточкой посредине под съемник с зашплинтованной гайкой. Бронеавтомобиль имел 31 место смазки, требовавших восемь сортов смазок и масел для 78 точек смазки. БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30°, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18°. Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с мягких грунтов после остановки. Характерная особенность корпуса большие свесы впереди и сзади, облегчали бронемашине преодоление канав ям и воронок. В 1942 году в связи с проведенной модернизацией базовой машины ГАЗ-64 подвергся усовершенствованию и бронеавтомобиль БА-64. Модернизированный бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-64Б, имел расширенную до 1446 мм колею, увеличенную габаритную ширину и массу, повышенную до 39,7 кВт (54 л.с) мощность двигателя, усиленную систему охлаждения двигателя и переднюю подвеску с четырьмя амортизаторами вместо двух. В конце октября 1942 года модифицированный БА-64Б успешно прошел испытательный пробег, подтвердив целесообразность проведенных работ допустимый крен составлял уже 25°. В остальном величины профильных препятствий преодолеваемых модернизированным бронеавтомобилем практически не изменились по сравнению с бронеавтомобилем БА-64. Начатое весной 1943 года производство БА-64Б продолжалось до 1946 года. В 1944 году производство БА-64Б по отчетности НКО стабильно составляло 250 машин в месяц 3000 в год (с рацией 1404 единиц). Несмотря на свой основной недостаток малую огневую мощь бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений. Особенно удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность весть стрельбу по верхним этажам зданий. БА-64 и БА-64Б принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина. Всего, по данным военных, от заводов-изготовителей было получено 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б, из них 3390 радиофицированных машин. Последние 62 бронеавтомобиля заводы изготовили в 1946 году. Всего за период с 1942 по 1946 гг заводы выпустили 3901 бронеавтомобиль БА-64 и 5209 БА-64Б. БА-64 стал последним представителем бронеавтомобилей в Советской Армии. К концу войны боевые действия разведывательных подразделений все чаще проводились на колесных и гусеничных бронетранспортерах типа МЗА или полугусеничных М9А1. В послевоенной Советской Армии бронеавтомобили БА-64Б (узкоколейных БА-64 практически не осталось) использовались как учебно-боевые примерно до 1953 года. В других странах (Польша, Чехословакия, ГДР) их использовали гораздо дольше. В 1950-х годах в ГДР разработали модернизированную версию БА-64, которая получила обозначение SK-1. Построенная на удлиненном шасси «Робур Гарант 30К» внешне она сильно напоминала БА-64. Бронемашины SK-1 поступали на вооружение сил полиции и пограничной охраны ГДР. Большое количество броневиков БА-64Б было отправлено в Югославию, КНДР и Китай.
|