ЗРК С-125М предназначен для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения, летящих на предельно малых и средних высотах. Обеспечивает поражение бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков, самолетов многоцелевого назначения и крылатых ракет с эффективной поверхностью рассеяния 0,2м2 и более. Разработка ЗРК С-125 началась в 1956 г. в КБ-1 (НПО «Алмаз») в ответ на появление самолетов, способных эффективно действовать на малых и предельно малых высотах. В техническом задании на разработку этого комплекса предусматривалась возможность уничтожения целей, летящих на высотах от 200м до 5км и дальностях от 6км до 10км со скоростью до 420 м/с (1500 км/ч). После первых испытаний комплекса с ракетой 5В24, появилось дополнение к техническому заданию на ЗРК. Им вводилась новая ракета 5В27, унифицированная с морским ЗРК «Волна». При этом значительно улучшались тактико-технические характеристики (ТТХ) системы. В 1961 году комплекс принимается на вооружение и получает обозначение С-125 «Нева». В дальнейшем комплекс подвергался неоднократной модернизации. В его состав были дополнительно введены: аппаратура телевизионного канала визирования цели, аппаратура борьбы с помехами ГШН, аппаратура выносного индикатора СРЦ, аппаратура отвлечения ПРР «Дублер», аппаратура опознавания, аппаратура звукового контроля цели. Комплекс мог обстреливать наземные и надводные цели на дальностях до 17 км. Модернизированный вариант комплекса С-125М «Нева-М» принят на вооружение в 1964 году. Экспортный вариант получил обозначение С-125 «Печора». Поставки ЗРК С-125 в страны Варшавского Договора начались с 1969 г., а уже через год и в другие страны. Среди них: Афганистан, Ангола, Алжир, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Египет, Йемен, Индия, Ирак, Корея, Куба, Ливия, Мали, Мозамбик, Перу, Полша, Сирия, Танзания, Чехия, Финляндия, Эфиопия, Югославия. Последняя попытка модернизации ЗРК С-125 состоялась в 1980 г., когда был предложен перевод станции наведения ракет на цифровую элементную базу, развязка ракетного и целевого каналов путем введения двух постов управления (позволяло введением метода «полного упреждения» увеличить дальнюю границу зоны поражения до 42км) и введение канала самонаведения ракеты. Эти предложения были отвергнуты из-за опасений, что обновленный С-125 помешает начавшемуся производству ЗРС С-300П. В настоящее время предлагается вариант модернизации комплекса, получивший обозначение С-125–2 «Печора-2». На западе комплекс С-125М получил обозначение SA-3b «GOA» В состав системы входят зенитный ракетный комплекс (ЗРК), зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 5В24 или 5В27 и средства технического обеспечения. ЗРК включает в себя следующие основные средства. радиолокационную станцию сопровождения и наведения СНР125М, размещенную на двух прицепах (кабина управления УНК и антенный пост УНВ); СНР 125М имеет радиолокационный и телевизионный каналы сопровождения, работающие в автоматическом и ручном режимах. Станция оснащена автоматизированным прибором пуска ракет АПП-125 предназначенным для определения границ зоны поражения ЗРК, решения задачи пуска и определения координат точки встречи цели и ракеты. ракетную батарею, включающую 4 пусковые установки 5П73 с четырьмя ракетами на каждой; систему энергоснабжения, включающую распределительную кабину УНС и дизель-электрическую станцию. Имеется возможность подключения к промышленным сетям.
Комплекс одноканальный по цели и двухканальный по ракете. На цель могут наводиться одновременно две ракеты. Дополнительно ЗРК могут придаваться радиолокационные средства обнаружения и целеуказания РЛС П-12 и П-15. Средства ЗРК размещаются в перевозимых прицепах и полуприцепах, связь между ними осуществляется по кабелю. Решение сложной задачи создания маловысотного ЗРК потребовало нетривиальных технических решений. Этим, в частности, и обусловлен необычный внешний вид антенного устройства УНВ СНР-125. Чтобы поразить на рубеже 10 км цель, летящую на высоте 200м со скоростью 420м/с, необходимо произвести пуск ракеты при нахождении цели на удалении 17 км, а захват цели на автосопровождение (АС) на удалении 24 км. Тогда дальность обнаружения такой маловысотной цели должна достигать (с учетом времени на допоиск) 32–35 км. В этом случае угол места цели при обнаружении составляет всего около 0,3°, а при взятии ее на АС 0,5°. При таких малых углах места величина отраженного от земли радиолокационного сигнала станции наведения ракет превышает величину сигнала, отраженного от цели. Для уменьшения этого влияния в С-125 включены две антенные системы. Одна не сканирующая, приемно-передающая, другая сканирующая, приемная. При работе на малых высотах передающая антенна устанавливается на 1°. При этом передатчик облучает землю только боковыми лепестками диаграммы направленности антенны, что в десятки раз уменьшает сигнал отраженный от земли. Для уменьшения ошибки сопровождения цели, связанной с так называемым «зеркальным отражением», представляющим собой интерференцию прямого и переотраженного от земли сигналов цели, приемные антенны обеих плоскостей обзора повернуты по отношению к горизонту на 45°. Это и предопределило характерный вид антенного поста ЗРК «Печора». Другой сложной задачей, связанной с малой высотой полета цели, являлось создание аппаратуры селектора движущихся целей (СДЦ), эффективно выделяющей сигнал цели на фоне мощных отражений от земли и пассивных помех. Здесь так же впервые было разработано черезпериодное вычитающее устройство на твердых ультразвуковых линиях задержки (УЛЗ). Характеристики этого СДЦ значительно превосходили характеристики всех существовавших РЛС с импульсным излучением. Подавление пассивных помех и отражений от неподвижных предметов достигало 33:36 дБ. Для стабилизации периода повторения импульсов зондирования синхронизатор СНР подстраивался под линию задержки УЛЗ. В дальнейшем это явилось недостатком станции, так как не давало возможности произвольно менять частоту повторения для отстройки от синхронных импульсных помех. Для борьбы с активными помехами предусматривалась система скачка частоты передатчика при превышении помехой заданного уровня. ЗУР 5В27 (В-601, 4К91) двухступенчатая, выполнена по аэродинамической схеме «утка». Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель с установленными на нем раскрываемыми после старта четырьмя стабилизаторами и двумя тормозными поверхностями, которые служат для уменьшения дальности полета ускорителя после его отделения, вторая также оснащена твердотопливной двигательной установкой. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены радиовзрыватель, агрегаты управления рулями ракеты, осколочно-фугасная боевая часть, блоки бортовой аппаратуры, твердотопливный ракетный двигатель, приемники команд управления. Старт ракеты наклонный, с пусковой установки, наводимой по углу места и азимуту. Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется по радиокомандам, поступающим от наземной радиолокапяоннон станции наведения, а подрыв боевой части по команде от радиовзрывателя при подлете к цели на необходимое расстояние либо от станции наведения. Для транспортировки и заряжания ракет используется транспортно-заряжающая машина на базе автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 или ЗиЛ-157. Комплекс С-125 применялся в различных локальных войнах и конфликтах. В 1970 году 40 дивизионов С-125 с советским личным составом прибыли в Египет, где быстро показали свою эффективность. За июль август 1970 г. в 16 стрельбах было сбито 9 самолетов Израиля и 3 повреждено, после чего на Суэце наступило перемирие. Последний случай боевого применения ЗРК С-125 имел место в 1999 году во время натовской агрессии против Югославии. К моменту начала боевых действий ПВО Югославии имели 14 батарей С-125 с 60 пусковыми установками по 4 направляющих. Часть из них была модернизирована путем установки тепловизионной камеры и лазерного дальномера в системе управления огнем, что обеспечивало пуск ракеты без предварительного целеуказания от СНР-125. Однако, в целом, эффективность югославской системы ПВО была подорвана в результате «старения» ракет и нерегулярного их технического обслуживания. Остаточный ресурс у большинства, если не всех, ракет ЗРК С-125 равнялся нулю. Существующие в НАТО способы электронного противодействия оказались в достаточной степени эффективны против устаревшего С-125. Дивизионам был нанесен серьезный ущерб, но из 8 ЗРДН С-125, располагавшихся вокруг Белграда и подвергавшихся наиболее интенсивным атакам, 2 дивизиона все-таки остались боеспособными до окончания конфликта. Чтобы сократить потери, тактика действий «невских» дивизионов основывалась на использовании своей РЛС лишь в течение короткого времени (23–25 сек), вычисленного штабом по результатам первых потерь при ударах противорадиолокационными ракетами «HARM». Расчеты комплексов освоили скрытый маневр при постоянном перемещении с позиции на позицию и стрельбу «из засад». Именно ЗРК С-125 уничтожил самолет F-117. Боевая стрельба по нему проведена двумя ракетами типа 5В27.
|