Разработка стратегического ракетного комплекса Р-36 с орбитальной ракетой 8К69 на базе межконтинентальной баллистической ракеты 8К67 была задана Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1962 года. Создание ракеты и орбитального блока было поручено ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»; Главный конструктор М.К.Янгель), ракетных двигателей ОКБ-456 (ныне НПО «Энергомаш»; Главный конструктор В.П.Глушко), система управления НИИ-692 (ныне КБ «Хартрон»; Главный конструктор В.Г.Сергеев), командные приборы НИИ-944 (ныне НИИКП; Главный конструктор В.И.Кузнецов). Боевой стартовый комплекс разрабатывался в КБСМ под руководством Главного конструктора Е.Г.Рудяка. Орбитальные ракеты по сравнению с баллистическими обеспечивают следующие преимущества: неограниченную дальность полёта, позволяющую поражать цели, недосягаемые для баллистических межконтинентальных ракет; возможность поражения одной и той же цели с двух взаимно противоположных направлений, что вынуждает вероятного противника создавать противоракетную оборону как минимум с двух направлений и затрачивать значительно больше средств. Например, оборонительная линия с северного направления «Safeguard», стоила США десятки млрд долларов.; меньшее время полёта орбитальной головной части по сравнению со временем полёта головной части баллистических ракет (при пуске орбитальной ракеты по кратчайшему направлению); невозможность прогнозирования района падения боевого заряда ОГЧ при движении на орбитальном участке; возможность обеспечения удовлетворительных точностей попадания в цель при очень больших дальностях пуска; способность эффективно преодолевать существовавшую противоракетную оборону противника. Уже в декабре 1962 года был выполнен эскизный проект, а в 1963 году началась разработка технической документации и изготовление опытных образцов ракеты. Летные испытания были завершены 20 мая 1968 г.
Принят на вооружение постановлением Правительства СССР от 19 ноября 1968 г. Первый и единственный полк с орбитальными ракетами 8К69 заступил на боевое дежурство 25 августа 1969 г. на НИИП-5. В составе полка было развернуто 18 пусковых установок. Орбитальные ракеты 8К69 были сняты с боевого дежурства в январе 1983 г. в связи с заключением Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), в котором был оговорен запрет на подобные системы. В дальнейшем на базе ракеты 8К69 было создано семейство ракетоносителей «Циклон». Код НАТО SS-9 Mod 3 «Scarp»; в США имела также обозначение F-1-r. Ракетный комплекс стационарный, с защищенными от наземного ядерного взрыва шахтными пусковыми установками (ШПУ) и КП. Пусковая установка шахтная типа «ОС». Способ старта газодинамический из ШПУ. Ракета межконтинентальная, орбитальная, жидкостная, двухступенчатая, ампулизированная. Боевое оснащение ракеты орбитальная головная часть (ОГЧ) 8Ф021 с тормозной двигательной установкой (ТДУ), системой управления, боевым блоком (ББ) с зарядом мощностью 2,3 Мт и системой радиотехнической защиты ОГЧ. В процессе полета орбитальной ракеты осуществляются:
Разворот ракеты в полете до заданного азимута стрельбы (в диапазоне углов +180°).
Разделение I и II ступеней. Выключение двигателей II ступени и отделение управляемой ОГЧ. Продолжение автономного полета ОГЧ по орбите искусственного спутника Земли, управление ОГЧ с помощью системы успокоения, ориентации и стабилизации. После отделения ОГЧ коррекция ее углового положения таким образом, чтобы к моменту первого включения радиовысотомера РВ-21 ось антенны была направлена к геоиду. После проведения коррекции ОГЧ движение по орбите с углами атаки О градусов. В расчетный момент времени первое измерение высоты полета. Перед вторым измерением тормозная коррекция высоты полета. Второе измерение высоты полета. Ускоренный разворот ОГЧ в положение спуска с орбиты. Перед спуском с орбиты выдержка в течение 180 с для отработки угловых возмущений и успокоения ОГЧ. Запуск тормозной двигательной установки и отделение приборного отсека. Выключение тормозной ДУ и отделение (через 2-3 с) отсека ТДУ от ББ. Такая схема полета орбитальной ракеты и определяет ее основные конструктивные особенности. К ним, прежде всего, относятся:
наличие тормозной ступени, предназначенной для обеспечения спуска ОГЧ с орбиты и оснащенной собственной двигательной установкой, автоматом стабилизации (гирогоризонт, гировертикант) и автоматом управления дальностью, выдающим команду на выключение ТДУ; оригинальный тормозной двигатель 8Д612 (разработка КБ «Южное»), работающий на основных компонентах топлива ракеты; управление дальностью полета путем варьирования времени выключения двигателей II ступени и времени запуска ТДУ; установка в приборном отсеке ракеты радиовысотомера, осуществляющего двукратное измерение высоты орбиты и выдающего информацию в счетно-решающее устройство для выработки коррекции времени включения ТДУ.
Наряду с отмеченными выше конструкция ракеты имеет следующие особенности: использование в качестве I и II ступеней ракеты соответствующих ступеней ракеты 8К67 с незначительными изменениями конструкции; установка в приборном отсеке ракеты системы СУОС, обеспечивающей ориентацию и стабилизацию ОГЧ на орбитальном участке траектории; заправка и ампулизация топливного отсека ОГЧ на стационарном пункте заправки с целью упрощения стартового сооружения.
Изменение конструкции I и II ступеней баллистической ракеты 8К67 при использовании их в составе орбитальной ракеты сводится в основном к следующему: вместо единого приборного отсека на орбитальной ракете устанавливаются приборный отсек с уменьшенными габаритами и переходник, в которых размещается аппаратура СУ. После выведения на расчетную орбиту приборный отсек с размещенной в нем аппаратурой СУ отделяется от корпуса и вместе с ОГЧ совершает орбитальный полет до момента запуска тормозного двигателя 8Д612 отсека управления ОГЧ; в хвостовом отсеке II ступени ракеты не устанавливаются контейнеры с ложными целями и ПРД системы защиты от средств ПРО; изменен состав и компоновка приборов СУ, дополнительно устанавливается радиовысотомер (система «Каштан»).
По результатам летных испытаний конструкция ракеты была доработана: все соединения заправочно-сливных магистралей питания двигателей ракеты выполнены сварными, за исключением четырех соединений ампулизирующих мембранных заглушек, устанавливаемых на заправочно-сливные магистрали; соединения газогенераторов наддува баков окислителя I и II ступеней с баками выполнены сварными; заправочно-сливные клапаны установлены на корпусах хвостовых отсеков I и II ступеней; аннулирован клапан слива горючего II ступени; фланцы под разъемные соединения мембранных узлов на входе в ТНА основных и рулевых двигателей заменены приварными патрубками или фланцами под сварку с магистралями; в местах сварки узлов из нержавеющих сталей с элементами баков из алюминиевых сплавов применены прочно-плотные биметаллические переходники, изготовленные штамповкой из биметаллического листа. Условия боевого дежурства ракеты ракета находится в боевой готовности в ШПУ в заправленном состояни. Боевое применение в любых метеоусловиях при температурах воздуха от 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК.
После проведения огневых стендовых испытаний и самолетных испытаний ТДУ ОГЧ в условиях невесомости в декабре 1965 г. на 5 НИИП начались ЛКИ ракеты 8К69. В ходе ЛКИ было испытано 19 ракет, в том числе по району «Кура» 4 ракеты, по району Новая Казанка 13 ракет, по акватории Тихого океана 2 ракеты. Из них 4 аварийных пуска, главным образом, по производственным причинам. В пуске N 17 было осуществлено спасение головной части 8Ф673 с помощью парашютной системы. Летные испытания были завершены 20 мая 1968 г.
|