Комплекс «Штурм-В» предназначен для поражения современных танков, боевых машин пехоты, пусковых установок ПТУР и ЗУР, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ, низколетящих малоскоростных воздушных целей, а также живой силы противника в укрытиях. Авиационный ракетный противотанковый комплекс «Штурм-В» создан на базе наземного самоходного противотанкового комплекса «Штурм-С» . В составе обоих комплексов используются ракеты следующих молификаний: 9М114, 9М114П и 9М114Ф. Комплекс позволяет использовать и ракету «Атака» 9М120 с тандемной кумулятивной боевой частью и 9М120Ф с фугасной. В этом случае комплекс получил обозначение «Штурм-ВМ». Испытания комплекса «Штурм-В» проводились на вертолете Ми-24 с 1972 года по 1974 год. В дальнейшем ракетный комплекс стал основным оружием серийных вертолетов Ми-24В (принят на вооружение 28 марта 1976 года). На вертолете Ми-24В штатно устанавливалось четыре ракеты 9М114. В 1986 году были проведены испытания вертолета Ми-24В с новым многозамковым балочным держателем, при наличии которого на вертолете может устанавливаться до 16 ПТУР «Штурм». Ракетным комплексом «Штурм» оснащен и новый боевой вертолет Ми-28. На одном вертолете Ми-28 устанавливается до 16 ракет на двух пусковых установках. На западе ракета получила обозначение AТ-6 «Spiral». В состав комплекса входят: - боевые средства, состоящие из аппаратуры наведения и управления, установленной на вертолете; управляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) «Штурм» и «Атака»; средства технического обслуживания для баз и арсеналов, состоящие из контрольно-проверочной аппаратуры наведения и управления носителя и контрольно-проверочной аппаратуры для регламентных проверок ракет; учебно-тренировочные средства, состоящие из тренажера и учебных макетов ракет.
Двухступенчатая ракета комплекса «Штурм-В» (всех модификаций) выполнена по схеме «утка». Для уменьшения массы и габаритов ракеты органы управления выполнены по одноканальной схеме. В полете ракета вращалается относительно продольной оси, а выдвигаемые из ниш вперед аэродинамические рули размещаются в одной плоскости. Управляющие команды от бортовой системы управления передаются в передние отсеки по кабелям, проложенным в трубе, проходящей по продольной оси ракеты внутри камеры сгорания маршевого твердотопливного двигателя . За двухсопловым блоком двигателя в хвостовом отсеке располагаются основные элементы радиокомандной системы управления . На заднем торце маршевой ступени размещен источник инфракрасного излучения, фиксируемого вертолетной аппаратурой полуавтоматического управления, а также радиоантенна . В транспортном положении хвостовой отсек охватывается четырьмя консолями крыльев. Крылья прямоугольные в плане, при виде спереди изогнутые по дуге навстречу друг другу раскрываются пружинным механизмом. Плоскость аэродинамических рулей сдвинута на 45° по отношению к плоскостям крепления крыльев и под 90° к плоскости расположения осей сопл. В кормовой части трубы транспортно-пускового контейнера размещен стартовый ускоритель разгонный двигатель, отделяемый от ракеты по завершении его работы. Ракета поставляется с завода-изготовителя в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Конструкция ТПК обеспечивает придание ракете вращения вокруг продольной оси в процессе старта. Тип старта из ТПК с помощью вышибного заряда. Аппаратура управления и наведения оптический прицел со встроенным пеленгаторным каналом, баллистическим вычислителем, аппаратурой радиокомандной связи «Радуга-III» (поле зрения по каналу захвата 9°, поле зрения по каналу сопровождения 2°, масса 224 кг). После пуска ракеты вертолет может совершать маневры в секторе ±60°. Система наведения ракет полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Высокая помехоустойчивость комплекса обеспечивается узкой диагра ммой направленности радиоантенн и относительной кратковременностью цикла излучения радиоаппаратуры, а также ко ммутацией пяти литерных частот и двух дистанционно управляемых кодов сигналов управления. Таким образом, обеспечивается возможность одновременного применения оружия группой до 10 вертолетов в ограниченном воздушном пространстве. Для исключения захвата пеленгатором вертолетной аппаратуры полуавтоматического наведения «чужой» ракеты сигнал инфракрасного излучателя ПТУР формируется в соответствии с частотой и кодом СВЧ-импульсов команд радиоуправления, поступающими на борт ракеты. Пеленгаторы для приема сигнала инфракрасного излучателя ПТУР встроены в прицельные устройства вертолетной или наземной аппаратуры наведения. При максимальной дальности стрельбы точность системы управления ПТУР не превышает 0,6 угловой минуты. Это позволяет обстреливать любые малоразмерные бронированные цели и даже вертолеты в режиме зависания и подлета. Максимальная высота поражения воздушных целей (пуск на уровне моря) составляет 3000 метров. Для поражения объектов типа ДОТов и ДЗОТов, живой силы противника создан вариант ракеты 9М114Ф с фугасной (термобарической) боевой частью. Уральский оптико-механический завод совместно с Красногорским заводом и НПО «Геофизика» для молерннзацни вертолетов Ми-24В с ПТУР «Штурм» создал новую прицельную станцию. Улан-Удэнский авиазавод разработал и предлагает на экспорт новую штурмовую модификацию транспортно-боевого вертолета Ми-8 вертолет Ми-8АМТШ с восемью ПТУР «Штурм» и четырьмя зенитными ракетами «Игла». В настоящее время с комплекса «Штурм-В» можно использовать усовершенствованные ракеты 9А2200 и 9М2313 комплекса «Атака-В». С учетом опыта эксплуатации семейства комплексов «Штурм» разрабатывается корабельный комплекс «Штурм» с дальностью стрельбы до 6 км для размещения на патрульных катерах проекта 14310.
|