ПТРК «Малютка» предназначен для борьбы с бронированными целями, разрушения укрытий и уничтожения огневых средств и точек противника. Разработан в КБМ (г. Коломна) под руководством главного конструктора С.Н. Непобедимого в 1960 году. Переносной вариант комплекса 9К11, а также созданный в инициативном порядке макетный образец боевой машины 9П110 прошли большой объем испытаний с пусками ракет в 1961 году и 16 сентября 1963 г. были приняты на вооружение. В дальнейшем ракету модернизировали с присвоением индекса 9М14М (комплекс 9К14М). В 1968 году под этот комплекс была разработана новая боевая машина 9П122 на шасси БДРМ-2. Комплекс вошел и в состав вооружения боевой машины пехоты БМП-1. Боекомплект БМП-1составлял 4 ПТУР, которые вручную устанавливались на направляющую, закрепленную над стволом 73- мм гладкоствольного орудия. Наведение обеспечивалось аппаратурой 9С420. Позднее аналогичное вооружение получила и боевая машина десанта БМД-1, но боекомплект составлял только три ракеты. В 1969 году завершилась разработка полуавтоматического варианта комплекса 9К14П «Малютка-П». Вес собственно ракеты, получившей наименование 9М14П, возрос незначительно до 11,4 кг. Специально для нового комплекса была создана боевая машина 9П133 на шасси БРДМ-2. Новая ракета 9М14П могла применяться и в составе переносного комплекса 9К11, но только в прежнем, ручном режиме наведения. Наземная аппаратура полуавтоматического комплекса оказалась более громоздкой, что исключило ее применение в переносном комплексе. Помимо использования в переносных и самоходных комплексах в первой половине шестидесятых годов проводились работы по оснащению комплексами «Малютка» танков ПТ-76, Т-62, Т-10м, но до принятия на вооружение эта техника не дошла. Уже в 1963 г. проводились работы по размещению шести «Малюток» на вертолете Ми-1У. В 1974 году был создан и в дальнейшем выпускался для поставок на экспорт вертолет Ми-8ТБК, отличавшийся от Ми-8ТВ применением шести «Малюток» вместо четырех «Фаланг». Производство вертолетов Ми-2 было передано в Польшу, где был разработан ряд модификаций Ми-2, в том числе созданный в 1979 г. Mi-2URP, вооруженный четырьмя «Малютками». Комплекс «Малютка» можно отнести к несомненным удачам отечественного ракетостроения. Помимо «службы» на протяжении нескольких десятилетий в Советской Армии он экспортировался в десятки зарубежных стран и неоднократно использовался в локальных конфликтах, в ходе которых подтвердил свою высокую боевую эффективность и надежность в эксплуатации. За время производства ПТРК этого типа их поставлено в отечественные Вооруженные силы и за границу (в более чем 35 стран мира) более 300 000 штук. Собственно ракетный комплекс производился в Болгарии, Иране, Югославии и Китае. В нашей стране комплексы типа «Малютка» выпускались до 1984 года. В настоящее время КБМ предлагает вариант модернизации комплекса, получивший обозначение «Малютка-2». На западе комплекс и его модификации имел обозначение AT-3 «Sagger». Состав комплекса: Ракета 9М14 состоит из пристыковываемых перед пуском боевой части 9Н110 и крыльевого отсека. Соединение их производится очень быстро, с использованием специальных замков. В крыльевом отсеке по оси последовательно располагаются маршевый двигатель, рулевая машинка и гироскоп. В кольцевом пространстве вокруг маршевого двигателя размещается камера сгорания стартового двигателя с многошашечным зарядом, а за ней катушка проводной линии связи. На наружной поверхности корпуса ракеты установлен трассер. Ракета 9М14 оснащена одноканальной системой управления. На ракете установлена всего одна рулевая машинка, перемещающая насадки (дефлекторы) на двух противоположных косонаправленных соплах маршевого двигателя. При этом попеременно осуществляется управление по тангажу и курсу, так как ракета в полете вращается относительно продольной оси с постоянной угловой скоростью 8,5 оборотов в секунду. Первоначальный проворот по крену придается при работе стартового двигателя с соответствующей ориентацией осей сопл. Далее вращение поддерживается за счет установки плоскости крыльев под углом к продольной оси ракеты. Для увязки углового положения ракеты с наземной системой координат используется трехстепенной гироскоп с механической раскруткой, осуществляемой в процессе старта посредством ленты. На ракете отсутствуют бортовые источники электропитания, а единственная рулевая машинка работает от тока, поступающего от наземной аппаратуры по одной из цепей водостойкого трехжильного провода. Крылья ракеты в транспортном положении складываются навстречу друг другу, так что поперечные габариты не превышают 185х185 мм при размахе разложенного крыла 393 мм. Для переносного комплекса 9К11 переноска ракеты с пусковой направляющей осуществляется в заплечном чемодане-ранце 9П111. В боевом положении корпус чемодана-ранца служит основанием пусковой установки. Два бойца противотанкового расчета несут вьюки №2 и №3 чемоданы-ранцы с ракетами весом 18,1 кг и пусковыми установками, а командир расчета, он же старший оператор (наводчик), несет вьюк №1 пульт управления 9С415 с монокулярным визиром 9Ш16 и аппаратурой наведения, весом 12,4 кг. Оптический визир имеет восьмикратное увеличение, только дневной режим, поле зрения 22,5°. Разработчики комплекса придавали большое внимание снижению трудоемкости изготовления ракеты и снижению ее стоимости. В корпусе боевой части и крыльевого отсека широко использовались пластмассы, из стеклопластика изготавливался чемодан-ранец для переноски ракеты. Модернизированный вариант ракеты 9М14М был оснащен более совершенной боевой частью, контакты взрывателя перенесли с боевой части на двигатель, был введен дополнительный бугель. Наибольший показатель бронепробиваемости 520 мм был достигнут в модификации ракеты 9М14МП1. К недостаткам комплекса следует отнести: ручное управление (кроме 9М14П) и, следовательно, зависимость эффективности применения комплекса от степени тренированности и психофизического состояния оператора. недостаточно высокий уровень боеготовности при всем достигнутом удобстве эксплуатации перед боевым применением ракета требует извлечения из чемодана-ранца, пристыковки боевой части, раскрытия консолей крыльев, размещения ракеты на направляющей пусковой установки, которую, в свою очередь, также нужно развернуть при переходе из походного положения в боевое. для обеспечения безопасности оператора от воздействия газовой струи двигателя ракеты пульт управления относится подальше от пусковой установки. Для выведения стартующей сбоку ракеты на линию визирования также требуется время. Оно-то в значительной мере и определяет ограничение по минимальной дальности пуска. недостаточно высокая скорость полета позволяет противнику предпринять эффективные меры противодействия. |