Тактическая ракета средней дальности Х-59 предназначена для поражения малоразмерных наземных целей, координаты которых определяются до пуска ракеты. Разработана в МКБ «Радуга», изготавливалась на Смоленском авиационном заводе. С 1982 года ракета Х-59 проходила испытания на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Принята на вооружение самолетов фронтовой авиации Су-24М, Су-ЗОМК, Су-17М4 и др. в середине 1980-х годов. Впервые ракета Х-59 открыто продемонстрирована на авиасалоне в Дубаи в 1991 году. На западе Х-59 получила обозначение AS-13 «Kingbolt». В дальнейшем на базе этой ракеты создан модифицированный вариант Х-59М с увеличенной дальностью стрельбы и новым двигателем. Двухступенчатая ракета Х-59 выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и дестабилизатором изменяемой геометрии (при транспортировке складывается). Твердотопливный стартовый двигатель имеет одно сопло. Маршевый двигатель также твердотопливный имеет двухсопловую компоновку. Оснащена боевой частью фугасно-кумулятивного типа весом 147–148кг. Органы управления аэродинамические рули. Система управления телевизионно-командная (разработчик МНИИТИ). В целях повышения надежности, живучести и улучшения условий эксплуатации ракета скомпонована по отсекам. В каждом отсеке собраны системы, функционально наиболее связанные между собой. Такая компоновка позволяет: применить управляемую направленную антенну необходимого диаметра при минимальном миделе фюзеляжа ракеты, производить замену боевых частей без расстыковки волноводного тракта, оптимально использовать охлаждающий воздух, поступающий с самолета-носителя, обеспечить удобный доступ к блокам электрооборудования при эксплуатации.
Для предохранения оптического обтекателя аппаратуры телевизионно-командного наведения от механических повреждений и аэродинамического нагрева в процессе совместного полета на ракете предусмотрен защитный конус, который с системой его сброса и раскладывания дестабилизаторов размещен перед видеообтекателем. Перед пуском в память бортовой системы управления ракеты заносятся координаты цели. После пуска на начальном участке траектории управление осуществляется инерциальной системой. При подлете к цели на дистанцию около 10км включается телевизионная головка самонаведения. Телевизионное изображение местности транслируется с ракеты на борт самолета-носителя, где штурман-оператор визуально производит распознавание цели. Затем он на телевизионном изображении накладывает подвижное перекрестье на цель и нажимает кнопку привязки автоматической системы слежения «Тубус». После этого ракета самостоятельно наводится на цель. Для ракеты Х-59 на самолете-носителе необходимо иметь специальный подвесной контейнер типа АПК-8. Использование подвесного контейнера дает возможность применения ракеты Х-59 с различных носителей, в том числе и зарубежных. Для транспортировки и хранения ракеты применяется термоконтейнер.
|