В 1973 г. на вооружение истребительной авиации была принята тактическая ракета Х-23. Ракета предназначалась для поражения наземных малоразмерных целей и небольших кораблей. Разработка ракеты Х-23 (изделие 68, «Гром») началась в апреле 1965 г. в ОКБ «Вымпел», в дальнейшем с 1968 г. была продолжена в ОКБ «Звезда» (гл. конструктор Хохлов Г.И.). Ракета Х-23 создавалась на базе ракеты Х-66 с новым аппаратурным комплексом. Заводские испытания проводились с начала 1968 года по конец 1969 года. Государственные испытания ракеты проводились с самолетов МиГ-23 и МиГ-23Б до осени 1973 года. Из-за неготовности РЛС «Сапфир-23» к эксплуатации первые варианты самолета МиГ-23С комплектовались РЛС «Сапфир-21» (РП-22СМ) и оптическим прицелом АСП-ПДФ-21, созданными для самолета МиГ-21, вследствие чего на МиГ-23С не могли применяться ракеты Х-23, Р-23Р и Р-23Т. Более поздние образцы самолетов типа МиГ-23 применяли ракеты Х-23. В конце 1970-х годов по заказу правительства Сирии создавался и в 1983 году прошел летно-огневые испытания вариант противолодочного вертолета Ми-14ПЛ с комплексом управляемого ракетного оружия с двумя ракетами Х-23. Проводились испытания ракет Х-23 (Х-23М) и с вертолетов Ка-25 и Ка-252. На базе ракеты Х-23 создан модифицированный вариант Х-23М, оснащенный усовершенствованной системой управления. В дальнейшем в отечественных ВВС ракеты Х-23 и Х-23М были заменены ракетами Х-25МР. На западе Х-23 и ее модификации получила обозначение AS-7 «Kerry». Ракета Х-23 имела аэродинамическую схему «утка». Наведение радиокомандное визуальное по трассеру методом «трех точек». Трассер установлен на кронштейне под хвостовой частью ракеты. Время телеуправления 27 с. Для наведения ракет Х-23 использовалась бортовая самолетная аппаратура наведения «Дельта-Н», «Дельта-НМ». Возможно применение подвесного контейнера с аппаратурой наведения «Дельта-НГ». На учебно-боевых самолетах МиГ-23УБ для наведения ракет Х-23 использовалась встроенная в правую неподвижную часть крыла аппаратура «Дельта-ИМ». Пуск ракеты производится с истребителя-бомбардировщика, летящего со скоростью от 550 до 1500 км/ч на высоте от 100 до 5000 м. Угол пуска по отношению к цели от 2 до 40°. Пусковая установка АПУ-68, АПУ-68УМ. Двигатель твердотопливный с суммарным импульсом тяги 110000 н/с. Боевая часть ракеты кумулятивно-осколочно-фугасная, снаряжена мощным взрывчатым веществом типа ТГ-40. В двух бортовых сегментах боевой части помещено 1488 готовых поражающих элементов стальных кубиков с ребром 10 мм. Взрыватель неконтактный. Для обучения летчиков навыкам боевой работы с ракетой Х-23, спроектирован наземный тренажер ТНР-23. Опыт боевого применения УР Х-23 в Афганистане выявил серьезные недостатки этого изделия, связанные, в первую очередь, с использованием радиокомандной системы наведения. После пуска ракеты летчику приходилось одновременно совмещать центральную метку прицела с изображениями ракеты и цели, следить за обстановкой, маневрировать, уклоняться от самолетов противника и зенитного огня.
|