В конце 30-х годов резко возросшие боевые качества самолетов послужили причиной разработки в СССР нового мощного зенитного орудия Конструкторское бюро завода им Калинина, стремясь в кратчайшие сроки выполнить задание ГАУ, приняло предложение инженера Г.Д. Дорохина о наложении 85-мм ствола на лафет 76,2-мм пушки обр. 1931 г. (ЗК). Испытания опытного образца орудия с заводским обозначением 52-К были проведены в начале 1938 года и показали в целом удовлетворительные результаты. Поэтому была заказана опытная серия пушек с новым дульным тормозом и увеличенной опорной поверхностью клина и казенника. После доводочных испытаний зенитное орудие запустили в массовое производство, однако на упрощенном лафете (с четырехколесной повозкой) 76,2-мм зенитной пушки обр. 1938 г. 85-мм зенитное орудие обр. 1939 г. оснащалось вертикальным клиновым затвором полуавтоматического типа. Ствол состоял из трубы, дульного тормоза, кожуха и навинтного казенника. Гидравлический тормоз отката располагался в люльке под стволом Гидропневматический накатник имел автоматический регулятор наката. Для повышения точности стрельбы по воздушным целям батареи 85-мм пушек комплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО). Для наводки по данным ПУАЗО на орудиях устанавливались принимающие приборы. Для 85-мм зенитного орудия выпускались различные типы боеприпасов с осколочными гранатами с дистанционным взрывателем, а также бронебойно-трассирующими и подкалиберными бронебойно-трассирующими снарядами. При разрыве зенитной осколочной гранаты поражающими элементами служили до 500 осколков весом около 5 г. Конструкция зенитной пушки позволяла вести эффективный огонь и по наземным целям. На дальности 1000 м 85-мм бронебойно-трассирующий снаряд под углом встречи 60° пробивал броню толщиной 85 мм, на дальности 500 м 90 мм. |