Первая настоящая русская зенитная пушка была разработана в 1912 году инженером Путиловского завода Ф.Ф. Лендером. Для увеличения скорострельности он изобрел специальный механизм, который при откате ствола автоматически открывал клиновой затвор и выбрасывал гильзу, а после вкладывания в казенник очередного снаряда закрывал затвор, взводя ударник. В качестве боеприпасов предусматривались шрапнельные снаряды, дававшие при разрыве облако осколков диаметром 500 м. 76,2-мм зенитная пушка Лендера была принята на вооружение в 1914 году, а первоначальный заказ на ее изготовление составил 12 орудий. Все они были поставлены в течение следующего года и монтировались на тумбе, обеспечивавшей круговой обстрел. Подъемный механизм придавал орудию углы возвышения до 65° — гораздо больше, чем у полевых пушек. Вся установка весила 1,3 т. Первые 4 серийных образца после испытаний установили на пятитонные грузовики и отправили защищать Царское село. Остальные приняли участие в боевых действиях на фронте, открыв послужной список 2 немецкими самолетами, сбитыми в июле 1915 года. Благодаря компактности зенитка Лендера размещалась на специальных повозках, грузовиках и железнодорожных платформах и могла защищать войска на марше. Самоходные зенитные установки получили название «автопушки» и использовались также в сражениях Гражданской войны. В апреле 1918 года в составе Красной Армии находилось 16 зенитных батарей. Модернизированные пушки Лендера с увеличенными углом возвышения ствола до 75° и начальной скоростью снаряда — до 588 м/с выпускались и состояли на вооружении до 1928 года, когда их вновь усовершенствовали, удлинив ствол на 20 калибров. В таком виде 76,2-мм зенитки Лендера были обозначены 9К и участвовали в боях Великой Отечественной войны. Всего до 1918 года Путиловский завод изготовил 148 пушек Лендера. |