Одновременно с работами над реактивным снарядом М-13 советские конструкторы занялись адаптацией для использования в полевой артиллерии также и авиационного снаряда РС-82. Его новая модификация М-8 при той же дальности имела почти вдвое больший груз взрывчатого вещества. В августе 1941 года 82-мм реактивный снаряд М-8 был принят на вооружение, а создание его пусковой установки, ввиду загруженности РНИИ совершенствованием БМ-13, было поручено заводу «Компрессор». При проектировании машины инженеры использовали ряд узлов и агрегатов от установки БМ-13, а также направляющие типа «флейта», применявшиеся в ВВС. Два варианта новой реактивной установки на шасси автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6, имеющие по 38 направляющих, поступили на испытания в июле 1941 года и показали в целом положительные результаты. Для серийного производства военное руководство отобрало образец на шасси трехосного грузовика ЗИС-6 из-за лучшей проходимости. Кроме того, это позволяло заимствовать многие элементы оборудования и инструменты от выпускавшейся также на базе ЗИС-6 установки БМ-13. Серийная машина, получившая обозначение БМ-8–36, располагала 36 направляющими в более компактном размещении, чтобы исключить возможность задевания оперением ракеты за кожух винта горизонтальной наводки. До конца августа заводы «Компрессор» и «Красная Пресня» выпустили 72 установки БМ-8–36, а к ноябрю цеха покинули 270 машин этого типа. Новая «Катюша» обладала достаточной эффективностью в боях, но ее проходимость в условиях бездорожья оставляла желать лучшего. Поэтому уже осенью 1941 года КБ завода «Компрессор» разработало 24-зарядную пусковую установку на базе танка Т-40. Обозначенная БМ-8–24, она отличалась более длинными направляющими балочного типа и могла вести огонь по противнику прямой наводкой. Установка БМ-8–24 изготавливалась также на шасси Т-60, а после прекращения выпуска обоих танков использовалась для создания более мощной установки БМ-8–48 на базе автомобилей «Студебеккер» и «Форд-Мармон». |