Первый советский 82-мм миномет был разработан в 1934 году и два года спустя был принят на вооружение под обозначением «82-мм батальонный миномет обр. 1936 г». Он представлял собой гладкую трубу с двуногой, опиравшуюся на массивную плиту. На двуноге располагались амортизатор, подъемный и поворотный механизмы и прицел. Оперенная мина для производства выстрела опускалась в ствол миномета и под воздействием собственного веса накалывалась капсюлем на боек в казенной части. Воспламенявшийся при этом заряд мины выбрасывал ее из ствола. Для увеличения дальности стрельбы между крыльями оперения мины вкладывались дополнительные заряды. Такая конструкция миномета стала базовой для всех последующих батальонных минометов СССР. В 1941 году на вооружение пехотных батальонов Красной Армии поступил 82-мм миномет, созданный в КБ под руководством В.Н. Шамарина. Его основным отличием был колесный лафет, позволяющий перевозить систему за автомобилем или перекатывать вручную вслед за наступающей пехотой. Металлические колеса при транспортировке миномета надевались на траверсы, закрепленные на краях стойки двуноги. Кроме того, миномет образца 1941 года отличался встроенным в казенник эксцентриковым устройством, при помощи которого можно было в случае осечки поворотом рукояти поднимать находящуюся в стволе мину над жалом бойка для безопасного разряжания. Стрельба из миномета велась на накол. В боекомплект входили осколочные и дымовые мины с взрывателем ударного действия. Иногда расчеты использовали и немецкие 81-мм мины, которые неплохо подходили к советскому оружию. 82-мм миномет образца 1941 года по сравнению с предшественниками имел более простую конструкцию и технологию изготовления. Благодаря этому удалось быстро наладить его массовое производство. Из 119,4 тыс. минометов, выпущенных только за 6 месяцев 1942 года, значительную часть составляли 82-мм батальонные минометы. |