С 1947 г. НИИ-58 под руководством Грабина приступило к разработке зенитной самоходной установки С-68 на танковой базе. В установке был использован автомат от С-60. В 1948 г. был изготовлен первый опытный образец пушки. Но на испытаниях было выявлено много конструктивных недостатков. Опытный образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование изделие 500, а армейское ЗСУ-57–2. Государственные испытания ЗСУ-57–2 были закончены в декабре 1954 г., а в 1955 г. она была принята на вооружение, серийное производство С-68 было начато лишь в 1957 году на заводе № 946, в том же году было изготовлено 249 пушек. Шасси ЗСУ-57–2 изготавливалось в Омске на заводе № 174. Устройство автоматов С-68 мало отличалось от С-60. Причем детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого автомата. Охлаждение стволов воздушное. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось с помощью электрогидравлического привода. Наведение электрогидравлическим приводом производилось от электродвигателя постоянного тока через универсальные гидравлические регуляторы скорости. Пушка установлена в открытой сверху большой башне (диаметр погона 1800 м). Станок пушки крепится к днищу башни. Боекомплект САУ состоял из 300 пушечных выстрелов, из них 248 выстрелов снаряжены в обоймы и размещены в башне (176 выстрелов) и в носовой части корпуса (72 выстрела). 52 выстрела в обоймы не снаряжаются и укладываются в специальные отсеки под вращающимся полом. Прицел автоматический зенитный, построительного типа. Управление приводами пушки производилось наводчиком вручную по данным прицела. Шасси ЗСУ-57–2 создано на базе агрегатов среднего танка Т-54. Корпус машины изготовлен из катаных броневых листов. Толщина брони 13 мм (кругом). Двигатель четырехтактный бескомпрессорный дизель В-54.
|