Za-cccp.narod.ru

Перейти в бронетехникуСоветский союзСтатьиКнигиСсылки
БТ-2
1931
ЛЕГКИЙ ТАНК
БТ-2
Тактико-технические характеристикиСиловая установкаВооружениеФактыОсновные модификации

После установки на шасси танка Кристи специально разработанной башни с вооружением, новый танк в 1931 году был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию под обозначением БТ-2. 7 ноября 1931 года первые три машины показали на параде в Харькове, а не в Москве, как это было принято считать. До 1933 года было построено 623 БТ-2.

БТ-2 немногим отличался от прототипа — танка Кристи. Его корпус представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды. Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым лимитам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев.

К носу корпуса с обеих сторон приваривались(или приклепывались) консоли в виде треугольных листов брони, служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых колес.

Боковые стенки корпуса — двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по 5 подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянных подкладках располагался бензобак. К задней нижней части внутренних листов корпуса были приклепаны картеры бортовых передач, а к верхней части — подкосы для крепления задней рессоры. Наружные листы стенок — броневые. Они крепились к кронштейнам рессор на болтах. Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливались крылья.

Корма корпуса состояла из двух картеров бортовой передачи, надетых и приваренных на стальную трубу и приклепанных к внутренним боковым листам; двух листов — вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам (к вертикальному листу приклепаны две буксирные скобы), и съемного заднего щитка, закрывавшего трансмиссионное отделение сзади. В вертикальной стенке щитка были отверстия для прохода выхлопных труб. С наружной стороны на щитке крепился глушитель.

Днище корпуса сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла.

Крыша в передней части имела большое круглое отверстие для башни с приклепанным нижним погоном шариковой опоры. Над моторным отделением в середине крыша была съемной, с откидывающимся вверх листом, запиравшимся на задвижку изнутри; снаружи задвижка открывалась ключом. В середине листа имелось отверстие для выхода трубы подачи воздуха к карбюраторам.

По бокам съемного листа на стойках крепились радиаторные щитки, под которые засасывался воздух для охлаждения радиаторов. Над отделением трансмиссии располагался квадратный люк для выхода горячего воздуха, закрытый жалюзи. Продольные листы брони над пространством между боковыми стенками крепились к кронштейнам рессор шпильками. В каждом листе было три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов рессор, а среднее над заливной горловиной бензобака); еще одно отверстие со сквозной прорезью находилось над пробкой бензопровода, здесь же устанавливались и три скобы для ремней крепления гусеничной ленты на крыле в сложенном виде.

Внутренняя часть корпуса разделялась перегородками на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссии. В первом возле сиденья водителя размещались рычаги и педали управления и щиток с приборами. Во втором — укладывался боезапас, инструмент и имелось место для командира танка (он же наводчик и заряжающий). Боевое отделение отделялось от моторного разборной перегородкой с дверцами. В моторном находился двигатель, радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея; от отделения трансмиссии оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора.

Толщина лобовой и бортовой брони корпуса составляла 13 мм, кормы корпуса 10 мм, а крыши и днища — 10 и 6 мм.

Башня БТ-2 — броневая (толщина бронирования — 13 мм), круглая, клепаная, смещенная кормовой частью назад на 50 мм. В кормовой части находилось приспособление для укладки снарядов. Сверху башня имела люк с крышкой, откидывавшейся вперед на двух петлях и запиравшейся в закрытом положении замком. Левее него — круглый люк для флажковой сигнализации. Спереди сверху башня была скошена.

Боковая стенка собиралась из двух клепаных половин. Снизу к башне крепился верхний погон шариковой опоры. Поворот и торможение башни осуществлялись с помощью поворотного механизма, основу которого составлял планетарный редуктор. Для поворота башни командир танка вращал штурвал за ручку.

Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-ым пушка Б-3(5К) образца 1931 года и 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет монтировались раздельно: первая — в подвижной бронировке, второй — в шаровой установке справа от пушки. Угол возвышения пушки +25°, склонения -8°. Наведение по вертикали производилось при помощи плечевого упора. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. Боекомплект пушки — 92 выстрела, пулемета — 2709 патронов (43 диска).

На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала.

350 танков были вооружены спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62 мм, которые крепились в пушечной амбразуре башни в специально разработанной маске. Маска на своих цапфах вращалась вокруг горизонтальной оси, что позволяло придавать пулеметам угол возвышения +22° и склонения -25°. Горизонтальные углы наведения (без поворота башни) придавались пулеметам поворотом вертлюга специальной конструкции, вставленного в маску с помощью вертикальных цапф, при этом достигались углы поворота: вправо 6°, влево 8°. Справа от спаренных размещался одиночный пулемет ДТ. Стрельбу из спаренной установки вел один стрелок, стоя, опираясь грудью в нагрудник, подбородком в подбородник. Кроме того, вся установка лежала наплечником на правом плече стрелка. Боекомплект состоял из 43 дисков — 2709 патронов.

Двигатель танка — авиационный четырехтактный, марки М-5-400 (на части машин устанавливался идентичный ему по конструкции американский авиамотор «Либерти»), с дополнением заводного механизма, вентилятора и маховика. Мощность двигателя при 1650 об/мин — 400 л. с.

Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который монтировался на носке коленчатого вала, четырехскоростной КП, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колесном ходе. В каждой гитаре имеется набор из пяти шестерен, размещенных в картере, одновременно выполнявшем роль балансира последнего опорного катка.

Приводы управления танком механические. Для поворота на гусеничном ходу служат два рычага, для поворота на колесном ходу — штурвал.

Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных цепей, каждая по 46 траков (23 плоских и 23 гребневых) шириной 260 мм; двух задних ведущих колес диаметром 640 мм; восьми опорных катков диаметром 815 мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных пружинах, расположенных для. шести катков вертикально, между внутренними и наружными стенками корпуса, и для двух передних — горизонтально, внутри боевого отделения. Ведущие колеса и опорные катки обрезинены. БТ-2 был первым танком, принятым на вооружение с такой подвеской. Наряду с большой величиной удельной мощности это являлось одним из важнейших условий создания быстроходной боевой машины.

Удельное давление на грунт составляло 0,63 кг/см2, чем обеспечивалась достаточно хорошая проходимость танка. Запас хода по шоссе достигал 120 км при движении на гусеницах и 200 км при движении на колесах.

Первые серийные танки БТ-2 начали поступать в войска в 1932 году. Эти боевые машины предназначались для вооружения самостоятельных механизированных соединений, единственным представителем которых в то время в Красной Армии была 1-я механизированная бригада имени К. Б. Калиновского, дислоцированная в Московском военном округе. В состав средств боевого обеспечения бригады и был включен «батальон танков-истребителей», вооруженный машинами БТ-2.

По типу 1-й мехбригады в первой половине 30-х годов началось развертывание механизированных соединений и в других военных округах. Помимо механизированных бригад и корпусов, танки БТ поступали на вооружение механизированных полков (в 1938 году преобразованных в танковые) кавалерийских дивизий. К маю 1940 года насчитывалось 20 таких полков.

Эксплуатация в войсках выявила множество недостатков танков БТ-2. Капризные и ненадежные двигатели часто выходили из строя, разрушались траки гусениц, изготовленные из некачественной стали. Не менее остро встала и проблема запасных частей. Так, в первой половине 1933 года промышленность изготовила лишь 80 (!) запасных траков.

Оставляла желать лучшего и обитаемость боевых машин, в которых было чудовищно жарко летом и очень холодно зимой. Множество поломок было связано с крайне низким уровнем технической подготовки личного состава. Практически танки БТ-2 и чуть в меньшей степени БТ-5 нельзя рассматривать как полноценные боевые машины, а скорее как учебные. Поэтому в повседневной эксплуатации на них старались «довести до ума» серийные узлы и агрегаты, отработать конструктивные решения для перспективных боевых машин и, конечно же, подготовить танковые экипажи. Широко практиковались разного рода пробеги для выявления эксплуатационных технических характеристик машин.

Несмотря на все недостатки и сложность эксплуатации (скажем, по сравнению с Т-26), БТ полюбились танкистам за свои превосходные динамические качества, которые они использовали в полной мере. Так, к 1935 году на учениях экипажи БТ уже совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров, а отдельные машины «ухитрялись» скакнуть аж на 40! Немудрено, что иностранные военные атташе были буквально потрясены действиями танков БТ во время Киевских маневров 1935 года.
 

ТТХБТ-2
Боевая масса, т11,3
Экипаж, чел. 2
Габаритные размер ы, мм:
Длина, мм 5350
Ширина, мм 2230
Высота, мм 2160
Клиренс, мм 350
Броня, мм: 6-13
Лоб корпуса 13
Борт корпуса 13
Башня 13
Корма, крыша 10
Днище 6
Скорость (по шоссе) на колесах, км/ч:72
Скорость (по шоссе) на гусеницах, км/ч:52
Запас хода (по шоссе) на колесах, км:200
Запас хода (по шоссе) на гусеницах, км:120
Удельное давление на грунт на колесах, кг/см2:5,4
Удельное давление на грунт на гусеницах, кг/см2:0,64
Подъем, град. 42
Высота стенки, м 0,55
Ширина рва, м 2,0
Глубина брода, м 0,9

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1К«Либерти» (или М-5-400), V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, мощность 400 л. с. при 1650 об/мин.1400

Вооружение
ВариантТипКалибр, ммМодельКол-воБоекомплект / 1
 Пушка37образца 1930 г.192
 Пулемет7,62ДТ12709

Факты
Страна-производительСССР
Разрабочик
Год принятия на вооружение1931

Основные модификации
МодельОсобенностиКол-во экз.
БТ-2с пушечно-пулеметным вооружением (1932–1933 гг.), вооружение: 37-мм пушка Б-3 и пулемет ДТ208
БТ-2с пулеметным вооружением (1933 г.). Вооружение: спаренная пулеметная установка ДА-2 пулеметов ДТ (некоторые модификации имели третий пулемет, установленный в отдельной шаровой установке),412
БТ-5линейный танк (1933–1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ1621
БТ-5РТтанк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З (1933–1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ263
БТ-7линейный танк (1935–1939 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932–1934 гг. и 1 (2) пулемета ДТ (с 1937 года выпускалась модификация с конической башней)2596
БТ-7РТтанк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З (1934–1940 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932–1934 гг. и пулемет ДТ (с 1938 года выпускалась модификация с конической башней)2017
БТ-7Аартиллерийский танк (1934, 1936–1937 гг.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 3(2) пулемета ДТ (выпускалась модификация танка с радиостанцией 71-ТК-1)156
СБТсаперный танк-мостоукладчик (1935–1936гг.). Вооружение: пулемет ДТ 
ХБТ-2 (БХМ-2)химический (огнеметный) танк (1936 г.). Вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка КС-233
БТ-5 (БХМ, БХМ-2)химический (огнеметный) танк (1936 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г., пулемет ДТ и огнеметная установка или съемный дымовой прибор ТДП13
ХБТ-7 (ХБТ-Ш)химический (огнеметный) танк (1936–1937 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 г., пулемет ДТ и огнеметная установка КС-40 или съемный дымовой прибор КС-411
БТ-ИСтанк с измененной формой корпуса и шестью ведущими колесами колесного хода (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932–1934 гг. и пулемет ДТ 
БТ-5/В-2модернизированный танк (1939 г.). Линейный танк БТ-5, оснащенный дизельным двигателем В-25
БТ-7Мтанк с дизельным двигателем В-2 (1938–1940 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934–1938 гг. и 3(2) пулемета ДТ (выпускалась модификация танка с радиостанцией 71-ТК-З)788
БТ-20 (А-20)танк с измененной формой корпуса и башни, с тремя парами ведущих колес колесного хода (1939 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка и 2 пулемета ДТ1
ОТ-7химический (огнеметный) танк (1940–1941 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934–1938 гг., огнеметная установка КС-63 и 2 пулемета ДТ1
БТ-СВ-2 (БТ-СВ)танк с измененной формой корпуса и башни (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932–1934 гг. и пулемет ДТ2
БТ-ТТтелемеханическая группа танков БТ (1939–1941 гг.). Состав: телетанк, вооруженный огнеметной установкой КС-60 и 7,62-мм пулеметом Силина; танк управления, вооруженный 45-мм танковой пушкой образца 1934–1938 гг. и пулеметом ДТ 

Перейти в бронетехникув раздел оружие СССРна главную

e-mail: [три]A-CCCP@tut.by

Copyright © 2008 Lukianov

Хостинг от uCoz