Za-cccp.narod.ru

В ракетное оружиеСоветский союзСтатьиКнигиСсылки
Стратегическая крылатая ракета
Х-55 (РКВ-500)
1983
Х-55 (РКВ-500)

Х-55 — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами.

Ракета разработана в НПО «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало — середина 1976 года, окончание — середина 1982 года, принятие на вооружение — 31 декабря 1983 года. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета. В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ «Радуга» и Дубнинского машиностроительного заводе удостоена Ленинской и Государственной премий. В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод.

Носителями КР являются самолеты стратегической авиации — Ту-95МС и Ту-160.

На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 «Kent».

Состав:

Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Оперение цельноповоротное. Двухконтурный турбореактивный двигатель РДК-300 расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом).

В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности — обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов.

В дальнейшем были созданы модификации ракеты с увеличенной за счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков дальностью — Х-55СМ (принята на вооруженеи в 1987 году).

Стратегическая ракета Х-55 способна с высокой точностью поражать стационарные цели на большом удалении от точки пуска. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).

Каждый бомбардировщик Ту-95МС может нести до шести ракет, расположенных на пусковой барабанной установке катапультного типа в грузоотсеке самолета. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты Х-55.

Еще на стадии создания комплексов вооружений с КР развернулась острая дискуссия о том, где должен находиться носитель полетного задания: на ракете или на самолете; как (централизовано или децентрализовано) должно готовиться полетное задание. Победила концепция строгой централизации, что на сегодня не дает возможности несанкционированно применить ракету, вне зависимости от того, в чьих руках бы она не находилась.

Модификации ракеты:

Х-55 (изделие 120, РКВ-500, AS-15)

Х-55-ОК (изделие 124)

Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б, AS-15b) — увеличенной дальности.

Х-65 — тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой

Х-555 — глубокая модернизация Х-55. Уменьшена ЭПР и улучшена навигация. Дальность возросла почти до 5000 км. В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х-555, вслед за этим правительство РФ приняло решение развернуть их серийное производство.

После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане. В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.

Тактико-технические характеристикиХ-55
Длина Х-55СМ, м6,040
Длина Х-55, м5,880
Диаметр корпуса Х-55СМ, м 0,77
Диаметр корпуса Х-55, м 0,556
Размах крыльев, м 3,10
Стартовый вес Х-55СМ, кг 1700
Стартовый вес Х-55, кг1300
Мощность боевой части, кт 200
Масса боевой части, кг 410
Дальность полета Х-55СМ, км 3000
Дальность полета Х-55, км 2500
Скорость полета, м/с 260
Высота полета на маршевом участке траектории, м 40–110
Высота пуска, м 20–12000
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 540–1050

Дополнительная информация
Страна-производительСССР
РазработчикНПО «Радуга»
Кол-во выпущенных экземпляров
Годы выпуска1983
Перейти в ракетное оружиев раздел оружие СССРна главную

e-mail: [три]A-CCCP@tut.by

Copyright © 2008 Lukianov

Хостинг от uCoz