Za-cccp.narod.ru

В ракетное оружиеСоветский союзСтатьиКнигиСсылки
Противорадиолокационная ракета средней дальности
Х-28
1973
Х-28

Авиационная ракета Х-28 класса «воздух — РЛС» средней дальности предназначена для борьбы с наземными и корабельными РЛС разработана в МКБ «Радуга» под руководством Главного конструктора И.С.Селезнева по постановлению СМ СССР от 10 января 1963 г.

Х-28 создавалась с использованием конструктивных решений ракет большой дальности Х-22 и КСР-5 и является как бы их уменьшенной копией.

Ракета Х-28 должна была входить в комплекс К-28П в составе фронтового истребителя-бомбардировщика Як-28Н и двух ракет Х-28. Испытания самолета-носителя Як-28Н были начаты в 1966 г., но в серийное производство он запущен не был. К началу 1970-х гг. выпуск самолетов Як-28 прекратился, поэтому в качестве носителя Х-28 с 1973 года использовались истребители-бомбардировщики Су-17М и Су-24.

Истребитель-бомбардировщик Су-17М, строившийся с 1972 г., мог нести только одну ракету Х-28. Пусковая установка ПУ-28С подвешивалась под фюзеляжем, а контейнер с аппаратурой «Метель-А» для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, выдаваемого на бортовую аппаратуру ракеты, устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла.

В 1976 г. были завершены испытания Су-24, который мог нести 2 ракеты Х-28. На Су-24 была установлена станция разведки цели и выдачи целеуказания «Филин». Истребитель-бомбардировщик Су-17М был 1-местным, а на Су-24, кроме пилота, находился штурман, способный более качественно оценивать обстановку и принимать решения по применению ракет. Кроме этих самолетов носителем Х-28 был МиГ-23Б.

В настоящее время Х-28 снята с вооружения российских ВВС. На смену ей пришли ракеты Х-58, Х-25МП, Х-31П.

Ракета Х-28 экспортировалась в зарубежные страны, cостояла на вооружении ВВС Югославии, Ливии, Ирака и стран — участниц Варшавского договора. Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием «Nissan-28» в ирано-иракской войне.

На западе ракета получила обозначение AS-9 «Kyle».

Ракета Х-28 скомпонована по нормальной аэродинамической схеме. Корпус цилиндрический, переменного по длине диаметра. В носовой части установлен обтекатель ГСH оживальной формы. Крылья трапецевидной в плане формы, с прямыми задними и стреловидными передними кромками (угол стреловидности 75°). Рулевые поверхности цельноповоротные, горизонтальные поверхности повторяют в плане форму крыла. Вертикальное оперение состоит из двух частей — верхней цельноповоротной рулевой поверхности и нижней складываемой неуправляемой. Привод рулей — электрогидравлический ЭГС-40Л. Электропитание осуществлялось от моноампульной батареи А-221 через преобразователь ПТО-300/500К.

На Х-28 установлен жидкостный реактивный двухкамерный двигатель Р-253–300, разработанный в ОКБ-300 под руководством С.К.Туманского.

Фугасная боевая часть 9А283 снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-139 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв боевой части в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС. Боевая часть монтировалась в корпусе с торца, баки горючего и окислителя не имели межбакового отсека и были выполнены по совмещенной схеме.

Система наведения — пассивная радиолокационная головка самонаведения типа ПРГ-28М. ГСН разработана в ЦКБ-111 (НПО «Автоматика» г.Омск, гл. констуктор Кирчук А.С. ). Ракета может оснащаться тремя типами пассивных радиолокационных ГСH для наведения на наземные и корабельные РЛС, работающих в трех основных диапазонах частот. Автопилот — АПР-28 разработан в НИИ-923 ( гл. конструктор Антипов Е.Ф.).

Недостатком ракеты Х-28 был жидкостный реактивный двигатель и устаревшая система наведения. Ракета имела значительные массогабаритные характеристики и поэтому могла подвешиваться только на некоторых типах самолетов фронтовой авиации в ограниченном количестве.

Тактико-технические характеристикиХ-28
Длина, мм5970 (6040)
Максимальный диаметр фюзеляжа, мм 430
Размах крыла, мм 1930
Стартовый вес ракеты, кг 690 (715)
Вес фугасной боевой части 9А283, кг 140
Дальность стрельбы по проекту, км90–110 (120)
Дальность стрельбы с высоты 5 км, км70
Дальность стрельбы с малых высот, км25–45
Скорость полета, м/с 800
Высота применения, м 200–11000
Круговое вероятное отклонение, м 20
Вероятность попадания в цель 0,8

Дополнительная информация
Страна-производительСССР
РазработчикМКБ «Радуга»
Кол-во выпущенных экземпляров
Годы выпуска1973
Перейти в ракетное оружиев раздел оружие СССРна главную

e-mail: [три]A-CCCP@tut.by

Copyright © 2008 Lukianov

Хостинг от uCoz